«Schutzcorps» и антисербская клерикально-правашская мобилизация в преддверии Первой мировой войны

29
Сараевский главный кафедральный собор Сердца Иисусова. Центр Сараевской архиепископии. Современный вид. https://istina.media/sarajevska-katedrala/

По результатам секретной Будапештской русско-австрийской конвенции от 1877 г. взамен за «доброжелательный нейтралитет Австро-Венгрии по отношению к России» в грядущей русско-турецкой войне Габсбургская империя получила право выбора момента и способа занятия своими войсками Боснии и Герцеговины, т.е. Австро-Венгрии была отдана Босния и Герцеговина (БиГ), исключая Новопазарский санджак (территория, расположенная между Сербией и Черногорией)[1]. Берлинский конгресс 1878 г. подтвердил право монархии на оккупацию Боснии и Герцеговины, формально остававшейся в составе Османской империи. Конфессионально-национальный вопрос в Боснии и Герцеговине был главным камнем преткновения, который должна была устранить Вена. Структура населения БиГ в 1878 г. была следующая из 1 159 015 жителей 42,8 % были православными, 38,7 % мусульманами и 18,1 % католиками[2]. Православные, в практически абсолютном большинстве сербы (а также небольшое количество болгар и румын) обладали развитым национальным сознанием и стремились к объединению с Сербией, поскольку до османского нашестия эти земли являлись владениями или единого сербского королевства (переживавшего период наивысшего расцвета при Душане Сильном), или уделами сербских князей. Мусульмане (в подавляющем большинстве это сербы, в период власти Порты принявшие ислам, но как Стамбул, так и Порта предпочитали мусульман выделить в особую этническую группу и под мусульманами понимать и нарород, и конфессиональную принадлежность – А.Ф.) именно в связи с конфессиональным определением и ориентацией на Стамбул вызывали у Вены наибольшее опасение. Католики как самая малочисленная конфессиональная группа, в отличие от православных, как отмечает современный хорватский автор С.Трогрлич, не обладали развитым национальным сознанием, и любые изменения и отход от Османской империи для них были шагом вперед. Условия османского владычества оставили свой след, что проявилось в политической пассивности  и неумении ориентироваться в политических процессах (по сравнению с двумя другими конфессиями). Это было преимущественно крестьянское общество с небольшим количеством ремесленников и торговцев и без собственной интеллигенции[3]. Следовательно, поскольку сербы и мусульмане БиГ обладали в полной мере оформленным и политически выраженным национальным сознанием, а католики были малочисленны и слабы в общественной сфере, то первостепенное внимание новые австро-венгерские власти уделили кодификации законов «с целью предотвращения роста национализма среди южнославянских боснийско-герцеговинских народов»[4], но конкретно имелись в виду сербы и мусульмане.  

Практическая реализация заявленной цели сразу развернулась более чем масштбно. Вена приступила к физическому изменению конфессиональной структуры БиГ, что выразилось в выселении православных (сербов) и мусульман, вместо которых ввозились иностранцы-католики. Сначала мигрантами данного типа были крестьяне, а затем и индустриальные рабочие и чиновники из Баварии и Галиции. Вена скрывала официальную статистику по «колонистам-католикам», приводя цифру всеголишь в 30 000 чел., в то время как современные исследователи выражают уверенность, что их истинное число было не менее 180-200 000 чел.[5] После первой последовала вторая волна мигрантов: австрийцы, немцы, голландцы, хорваты (из Банской Хорватии), венгры, поляки, чехи, малоросы. Первыми «колониями» стала Windhorst около г. Баня Лука и Franz Josefs-feld неподалеку от г. Биелине. К 1904 г. было основано 24 подобных католических колонии с целью распределения их вдоль водной артерии региона – реки Дрины[6]. В результате переселений количество католического населения выросло с 1879 г. до 1910 г. с 18,08% до 22,7%, мусульман уменьшилось с 38,73% до 32,25%, число православных, благодаря стабильности естественного прироста населения, возросло с 42,88% до 43,49%[7], что не могло не вызывать как у Вены, так и у римско-католического клира БиГ, а также хорватских политических кругов особого беспокойства.

Еще одной важной мерой австрийской власти стал «закон об обороне» от 4 ноября 1881 г., по которому все мужское боснийско-герцеговинское население, достигшее 20 лет, обязывалось служить три года в регулярной армии*. Закон вызвал резкое недовольство мусульманского и сербского населения.

В геостратегическом плане Австро-Венгрия следовала политике католического идеолога Чезаре Бальбоа, который в 1844 г. разработал теорию о том, что, укрепляя Польшу и Австрию, следует предотвратить проникновение России и православия к теплым морям Адриатико-Средиземноморского региона. Министр иностранных дел Австро-Венгрии Дьюла Андраши в 1872 г. через австро-венгерского консула в Сараево советовал турецким властям строить католические и мусульманские деревни вдоль р.Дрины, чтобы нарушить сербскую этническую целостность. Эту же политику продолжил оккупационный губернатор Беньямин Каллай, который в 1893 г. утверждал, что сербское население должно перемежаться другими элементами. Каллай проводил политику «боснийства» с целью привить населению Боснии и Герцеговины чувство принадлежности к одной, «боснийской», нации. Население БиГ он тенденциозно назвал «обществом, говорящем на боснийском языке и исповедовавшем три религии»[8]. Население же провинции общалось на «народном языке», определявшемся в официальных документах 1879 г. как «боснийский язык», «сербско-хорватский язык» или «хорватский язык» (последнее, по определению современного боснийского ученого Д.Юзбашича, являлось проявлением рецидива прохорватской агитации клерикальных кругов БиГ[9]). Таким образом оккупационная власть расправлялась с сербским национальным движением, а мусульманское переформатировало, отрывая его от Стамбула и замыкая его локальными рамками.

Далее согласно детальному и широкомасштабному плану Вена приступила к усилению на территории БиГ римско-католической церкви, позиции которой по сравнению с православной церковью и мусульманским духовенством были достаточно слабы. С этой целью в 1881 г. была создана Всебоснийская архиепископия, Банялуцкая и Мостарско-дуваньская епископии.

Следующая проблема для монархии заключалась в слишком самостоятельной позиции и деятельности францисканского ордена. Однако у Австро-Венгрии был в рукаве «джокер» – конкордат с Ватиканом, заключенный еще в 1855 г. Когда БиГ была оккупирована империей Габсбургов, то положения конкордата распространились и на ее территорию, что для францисканцев означало потерю привилегированного положения. В противовес францисканцам Всебоснийским (Сараевским) архиепископом был назначен иезуит Йосип Штадлер. Штадлер прибыл в Сараево 14 июня 1882 г. и оставался там до своей смерти в 1918 г.[10] Архиепископия, главой которой был назначен Штадлер, поначалу существовала только на бумаге, и первой мерой архиепископа было создание ее материального благосостояния, что и было с блеском выполнено: к 1918 г. она стала одной из богатейших на югославянском пространстве Балканского полуострова. Относительно поддержки властью католической церкви показателен пример распределения средств (в 1907 г.). Для трех религиозных объединений государство выделяло ежегодный бюджет в совокупности в 265 465 крон. Из этой суммы православные получили 78 765, мусульмане – 48 000 (вместе – 126 765), а «остаток» в 138 700 крон предоставлялся католической церкви, в численном отношении значительно меньшей. В результате развития иезуитских и францисканских гимназий приток детей в государственные школы значительно снизился[11]. Штадлер ежегодно получал плату в 16 000 крон, однако он приобрел 17 зданий для развития общественной деятельности общей стоимостью в 91 783 крон. Средства для его архиепископии, помимо австро-венгерского финансирования, поступали и от различных европейских католических организаций[12].

Штадлер являлся не только организатором католического движения, но и его идеологом, создавшим идейную базу – основные теоретические постулаты и долгосрочную программу деятельности. Сам он называл созданные им «принципы акции католического движения» – «фундаментальными законами нашей организации», «являющимися обязательными для каждого ее члена» и которых «никто не смеет менять»[13]. Основание католического движения Штадлер расценивал как «начало великого дела», цель его архиепископ обозначил как «пустить корни во всех сферах духовной и общественной жизни» Боснии[14]. Напомним, что на Первом общехорватском католическом конгрессе (1900, Загреб) пространство БиГ было включено в орбиту национальных хорватских интересов, и с этого времени целью религиозно-политической борьбы католической церкви становится хорватизация и католицизация ее населения.

В первом десятилетии ХХ в. хорватское национально-политическое движение четко разделилось на два течения: либерально-буржуазное и клерикальное. С инициативой создания единой хорватской политической организации в БиГ выступило либерально-буржуазное движение, которое сначала поддержали францисканцы. В начале 1908 г. было создано Хорватское народное содружество (Hrvatska narodna zajednica, ХНС) под председательством Николы Мандича, но главным организатором и идеологом Содружества являлся тузлинский адвокат Иво Пилар. Центральным утверждением программы ХНС являлся тезис о принадлежности БиГ по «государственному праву» хорватам, соответственно, самым естественным является присоединение края к хорватским территориям. В основе политической стратегии ХНС лежало убеждение в малочисленности хорватов в БиГ и в уязвимости хорватского самосознания в связи со значительным количеством переселенцев-католиков разных национальностей. Содружество выдвинуло принцип интерконфессиональности, рассчитывая привлечь на сторону хорватской национальной идеи мусульман. В целом для ХНС мусульмане являлись хорватами, язык должен был именоваться «хорватским»,  а письменность – исключительно латинской[15].

Сараевский архиепископ Й.Штадлер, напротив, считал, что основная задача хорватской политики в БиГ – объединить всех католиков без учета национальности. Безуспешные попытки взять в свои руки руководство ХНС привели Штадлера к выводу о необходимости создания собственной партии, что и было сделано в начале 1910 г. – им было сформировано Хорватское католическое объединение (Hrvatska katolička udruga, ХКО), проводившее, при поддержке австрийских социалистов и словенских клерикалов, ультраклерикальную политику. Хорватское католическое объединение утверждало, что Босния и Герцеговина является этническим и государственно-правовым пространством хорватского народа. Штадлер поддерживал идею триалистического переустройства монархии, в ходе которого «на основе принципа национальностей и государственного права» БиГ, наряду со словенскими землями, была бы присоединена к Хорватии. Отождествляя католицизм и хорватскую национальность, ХКО не являлась сторонником сотрудничества с боснийскими мусульманами. Как и ХНС, ХКО выступало за то, чтобы язык назвался «хорватским» и использовалось исключительно латинское письмо[16].

В начале ХХ в. в хорватской национальной политике в БиГ сильное влияние приобрела ультрарадикальная антисербская Чистая партия права Йосипа Франка, выдвигающая тезис об исключительно хорватском характере пространства БиГ, в котором проживает хорватский народ различных вероисповеданий. Встретив непримиримое сопротивление сербов, франковские лидеры сосредоточились на мусульманах, настаивая на их хорватской этнической принадлежности. Франковцы пропагандировали идею присоединения БиГ к Хорватии и объединения хорватских земель в монархии. Праваши БиГ сгруппировались вокруг газеты «Glas Hercegovaca» в Мостаре и герцеговинских францисканцев, находясь в состоянии перманентного конфликта с иезуитами и кругом архиепископа Штадлера[17].

Если в XIX в. в политике францисканцев в БиГ можно было обнаружить югославянские мотивы, то после ее оккупации их курс изменился. Новая доктрина францисканцев включила в себя пункты, направленные на создание «единой Великой Хорватии», в состав которой должна была войти БиГ. Однако ХКО Штадлера, собирая всех католиков «под хорватский плащ», добилось к тому времени значительных результатов по привлечению иностранцев, чиновников и переселенцев в БиГ, которые перенимали хорватскую национальную идею[18]. В результате некогда влиятельный в БиГ орден францисканцев практически растворился в борьбе со Штадлером и иезуитами, именно поэтому, стремясь отстоять свои позиции францисканский орден присоединяется к правашам[19].

В итоге все австрийская власть и католическое духовенство БиГ, действуя заодно с орденами иезуитов и францисканцев, проводили политику подавления национальных чувств, прежде всего в отношении сербов-католиков. Над православными священниками был установлен особый контроль. Был взят курс на упразднение церковно-приходских школ и общую секуляризацию начального образования. Более того, после заключения соглашения с Константинопольским патриархатом в 1880 г. император получил право назначать в провинции БиГ православных митрополитов. Подчеркнем, что до 1878 г. главным представителем общественно-политической и культурной элиты всех трех конфессиональных сообществ БиГ было духовенство. Однако после оккупации австро-венгерские чиновники и учителя начали занимать основные должности в администрации и учебных заведениях, мусульманское и православное духовенство вытеснялось, а католицизм обрел статус государственной религии. 

Однако главная проблема как для Вены, так и для католического клира не только не решалась, но напротив, разрасталась. Сербы не остались молчаливыми и покорными созерцателями своей печальной участи, а развернули масштабную борьбу за церковно-школьную автономию и право обучения детей на кириллице в церковно-приходских школах, что и было достигнуто в 1905 г. Кроме того, на переломе веков сербское культурно-просветительное направление получило новый импульс, когда после обучения в различных университетах империи в БиГ начали возвращаться выпускники – новая сербская интеллигенция. Привнесенные ею идеи получили распространение в сербском обществе, особенно они ощущались в Сараево. В основании различных национально-культурных обществ принимал ощутимое участие усиливавшийся торгово-предпринимательский слой сербского народа, и в итоге в начале ХХ в. сербское национальное движение охватило политическую, экономическую и просветительно-культурную сферу БиГ[20].

Хорватские политики тогда решили «зайти с другой стороны»: аннексия БиГ стала поводом для появления планов триалистического переустройства монархии. Как праваши, так и клерикалы Штадлера требовали «объединения Боснии и Герцеговины с Хорватией, Славонией и Далмацией в единую государственно-правовую единицу». Единственная опасность этим планам угродала со стороны сербов – и тогда Хорватское католическое объединение и Чистая партия права под руководством Й.Франка в свои программы в качестве главной цели включили положения о воспрепятствовании росту и влиянию сербского национального движения в БиГ. Однако планы хорватских кругов на триалистическую трансформацию были лишены каких бы то ни было оснований: император Франц Иосиф оставался непоколебимым сторонником дуалистической системы. В послеаннексионный период БиГ превратилась в corpus separatum короны Габсбургов с собственной конституцией и парламентом[21]

Вероятно, не рассчитывая только на политико-административные меры по борьбе с сербами, габсбургские власти в период аннексионного кризиса приступили к созданию отрядов, сформированных на добровольческой основе, состоящих из местных католиков и мусульман подназванием «Schutzcorps» именно с задачей подавления возможного восстания сербского населения. Именно тогда возникло выражение «Хорватские народные усташи», а одна из добровольческих единиц называлась «Черный легион». Не только название, но и весь дух боснийско-герцеговинских клерикальных организаций радикального типа стали идеологической и организационной основой хорватского нацизма в период Второй мировой войны.

1911 год, предшествующий Первой балканской войне, стал временем мобилизации и консолидации хорватских светских и клерикальных сил. Шагом Вены в этом направлении стал разрыв существовавшего на тот момент сотрудничества мусульманского национального движения с сербским и связывание мусульман с хорватами. Этот план удался вполне, и 31 марта 1911 г. был подписан хорватско-мусульманский пакт[22]. Сближение с мусульманами снова возродило у хорватов нереальные мечты о хорватизации мусульман в духе идей А.Старчевича о мусульманах как самой древней и чистой части хорватского народа, которую необходимо вернуть к своим «истинным корням». Тогда же епископ Иван Шарич ультимативно потребовал введения в БиГ хорватского языка в качестве официального и заявил, присоединение Боснии к Хорватии является необходимостью. По мнению Шарича, «это будет являться спасением как для хорватов, так и для мусульман, и для сербов», отметив попутно, что «в Королевстве Хорватия не будет признаваться никакого другого названия народа или символов, кроме хорватских»[23]. Это заявление вызвало бурю возмущения в саборе. Дервиш-бег Миралем заявил, что мусульмане не желают, чтобы «им читали лекции о том, к какому народу они принадлежат», и выступают против «всевозможных устремлений присоединить Боснию к Хорватии или к какой бы то ни было другой стране», а отстаивают тезис «Босния – боснийцам!»[24].

В то же время в 1911 г. изменилось отношение к сербам представителей другой хорватской партии – ХКО. Ее председатель Й.Ванцаш заявил, что «объединенное и сильное хорватское государство в рамках Гасбургской монархии принесет великую пользу не только хорватам, но и остальным славянам. Представители других национальностей в Хорватии будут пользоваться теми же правами, что и хорваты», но при этом «все они в первую очередь должны быть хорватскими гражданами, подобно тому, как венгры, словаки, сербы, румыны и т.д. – венгерские граждане»[25].

ХКО, оказавшись в изоляции не только от мусульман и сербов, но и войдя в состояние затяжного конфликта с ХНС, остро нуждалась в изменении политической тактики. Сначала последовало примирение с ХНС, а в середине 1912 г. две хорватские организации слились в одну. Чуть раньше, осенью 1911 г. в Хорватии и БиГ появилась единая правашская организация.

28 июня 1914 г. Гаврило Принцип, член национально-революционной сербской организации «Молодая Босния» застрелил в Сараево престолонаследника Франца Фердинанда. После покушения в Сараево, Завидовичах, Мостаре, Шамаце, Добое и других местах Боснии и Герцеговины прокатилась волна антисербских выступлений.

В ходе массовых антисербских погромов, организованных Чистой партией права Й.Франка, уничтожались сербские церкви, православные святыни, имущество сербских граждан (дома, культурные и общественные учреждения, типографии, редакции газет и т.д.). От погромов на территории БиГ пострадала практически каждая сербская семья. Сербы изгонялись из родных мест, особенно проживавшие вдоль границы с Сербией и Черногорией. Тогда же появилось популярное среди хорватов выражение «серба – на вербу»[26].

Итак, после аннексии БиГ наследница Партии права Анте Старчевича Чистая партия права Йосипа Франка, опираясь на руководство римско-католической церкви и духовенство в БиГ, включая францсканский и иезуитский орден, формирует проект этнической чистки сербов, включавший, помимо прочего, пункт о  формировании отдельных карательных паравоенных подразделений, таких, как «Schutzcorps». Позднее хорватский политик, депутат в парламенте Королевстве Югославии Иван Рибар публично признал наличие данной программы, подчеркнув, что изначально это был договор хорватского бана Павла Рауха и Йосипа Франка. План Франка подразумевал не только физическое изгнание или истребление сербов на пространстве БиГ, но и раскол сербско-хорватской коалиции, сложившейся в 1905 г., как самой сильной депутатской группы в хорватском саборе[27], которая единственно могла помешать клерикальным и экстремистским проектам.


[1] Сб. договоров России с другими государствами 1856—1917, [М.], 1952, с. 149—55. https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/098/258.htm

[2] Етничко чишћење Срба из БиХ до првог светског рата // РАСЕН, https://www.rasen.rs/etnicko-ciscenje-srba-iz-bih-do-prvog-svetskog-rata/

[3] Trogrlić Stipe Katolička crkva u Bosni i Hercegovini za vrijeme austrijske uprave: djelatnost Josipa Stadlera. Undergraduate thesis. Split, 2021. S. 7.

[4] Етничко чишћење Срба из БиХ до првог светског рата // РАСЕН, https://www.rasen.rs/etnicko-ciscenje-srba-iz-bih-do-prvog-svetskog-rata/

[5] Етничко чишћење Срба из БиХ до првог светског рата // РАСЕН, https://www.rasen.rs/etnicko-ciscenje-srba-iz-bih-do-prvog-svetskog-rata/

[6] Етничко чишћење Срба из БиХ до првог светског рата // РАСЕН, https://www.rasen.rs/etnicko-ciscenje-srba-iz-bih-do-prvog-svetskog-rata/

[7] Božić I., Čirković S., Ekmečić M., Dedier V. Istorija Jugoslavije. Beograd, 1972. S. 325-326.

* В 1912 г. был издан новый закон о воинской повинности, соответствующий австро-венгерскому.

[8] Етничко чишћење Срба из БиХ до првог светског рата // РАСЕН, https://www.rasen.rs/etnicko-ciscenje-srba-iz-bih-do-prvog-svetskog-rata/

[9] Juzbašić Dž. Nacionalno-politički odnosi u Bosanskohercegovačkom saboru i jezičko pitanje (1910-1914). Sarajevo, 1999. S. 11-12.

[10] Imamović M. Historija države i prava Bosne i Hercegovine. Sarajevo, 2003. S. 233.

[11] Kraljačić T. Kalajev režim u Bosni i Hercegovini (1882-1903). Sarajevo, 1987. S. 295-309.

[12] Екмечић М. Стварање Југославије 1790-1918. Београд, 1989. Т. 2. С. 517.

[13] Цит. по: Đaković L. Političke organizacije bosanskohercegovačkih katolika. Zagreb, 1985. S. 182.

[14] Цит. по: Đaković L. Političke organizacije bosanskohercegovačkih katolika. Zagreb, 1985. S. 183.

[15] Imamović M. Imamović M. Historija države i prava Bosne i Hercegovine. Sarajevo, 2003. S. 250.

[16] Imamović M. Imamović M. Historija države i prava Bosne i Hercegovine. Sarajevo, 2003. S. 250.

[17] Božić I., Čirković S., Ekmečić M., Dedier V. Istorija Jugoslavije. Beograd, 1972. S. 312.

[18] Krišto J. Katoličko priklapanje jugoslavenstva // Časopis za suvremenu povijest. Zagreb, 1992. № 24(2). S. 39.

[19] Živojinović D., Lučić D. Varvarstvo u ime Hristovo: Prilozi za Magnum Crimen. Beograd, 1988. S. 30-33.

[20] Жутић Н. „Просвјетин“ либерализм и национализам // Часопис Архива Србије и Црне Горе. Београд, 2003. №1-2. С. 99.

[21] Imamović M. Historija države i prava Bosne i Hercegovine. Sarajevo, 2003. S. 257.

[22] Етничко чишћење Срба из БиХ до првог светског рата // РАСЕН, https://www.rasen.rs/etnicko-ciscenje-srba-iz-bih-do-prvog-svetskog-rata/

[23] Цит. по: Imamović M. Historija države i prava Bosne i Hercegovine. Sarajevo, 2003.  S. 65.

[24] Цит. по: Imamović M. Historija države i prava Bosne i Hercegovine. Sarajevo, 2003..  S. 66.

[25] Цит. по: Imamović M. Historija države i prava Bosne i Hercegovine. Sarajevo, 2003. S. 81.

[26] Цит. по: Патковић М. Антисрпски и антијугословенски погроми у лето 1914. године // Зборник о Србима у Хрватској. Београд, 1991. Kњ. II. С. 301.

[27] Фролов Владимир На годишњицу “хрватске зоре” // Српски став, 9.04.2016.  https://srpskistav.com/autorski-tekstovi/na-godisnjicu-hrvatske-zore/

Историчар и аналитичар. Дипломирала: Ломоносов Универзитет, Историјски факултет, катедра историје Јужних и Западних Словена. Магистар историјских наука (PhD). 12 година радила као научни сарадник у Институту за словенске студије Руске академије наука, 4 године предавала у Универзитету за међународне односе (МГИМО (У) МИД РФ). Бивши главни уредник сајта и руководиоц српског филиала Фонда Стратешке културе. Главни уредник Српског става. Доцент Московског хуманитарног универзитета.