С образованием 10 апреля 1941 г. Независимого Государства Хорватия началось оперативное создание организационной, логистической и правовой базы для геноцида. Идеологическая фаза была пройдена уже давно: в качестве «термоядерного горючего» выступили расово-националистический антисербский шовинизм Партии права Анте Старчевича и Езуа (Йосипа) Франка (старчевичевцы и франковцы) в континуитете развившиеся в усташское движение Анте Павелича, а на глубинном внутреннем уровне, «плутониевого ядра», выступила традиционная доктрина крайней нетерпимости римско-католической церкви к «схизматикам-православным» с одной стороны, и «цивилизационно-культурного превосходства западных католических народов» над ними – с другой. При этом римско-католическая церковь на югославянском пространстве с начала ХХ в. приступила, в качестве ответа на вызовы «либерального и демократического порядка» к организации широких народных масс в различного рода католические движения и Католическую акцию, причем последняя со временем абсорбировала первых. К Католической акции (с 1936 г. – Чистая католическая акция Алойзия Степинца, с 1937 г. занявшего пост Загребского архиеписокпа) принадлежали самые массовые хорватские организации: «орлы» («черная гвардия папства»), распущенные в 1929 г. и «возродившееся» под названием «Крижары» (крестоносцы) и «Хрватски юнак» (Хорватский герой). Особая историческая роль Степинца заключалась в том, что он объединил все хорватские католические движения и организации против проекта федеративного преобразования югославского государства с выделением Бановины Хорватии. Только его Чистая католическая акция могла переломить усилия по решению хорватского вопроса проектом федерализации Югославии с оставлением Хорватии в общем государстве с сербами, проекта Влатко Мачека (самого влиятельного хорватского политика 1930-х гг. и его самой массовой Хорватской крестьянской партии, ХКП) в сторону применения «революционных методов» усташского движения Анте Павелича[1].
Однако самое примечательное заключается в том, что, несмотря на, казалось бы, нахождение по разные стороны баррикад, именно Мачек легализовал усташскую власть в Независимом Государстве Хорватия. Но одного этого было бы недостаточно. Вопрос установления власти, в идеологических «настройках» которой главным пунктом, явно и гласно, обозначена физическая ликвидация людей по этническому и религиозному признаку, – это прежде всего вопрос наличия ресурсов и аппарата насилия, способного проводить подобные меры. Но дело в том, что усташи после осуществленного ими, совместно с Внутренней македонской революционной организацией убийства короля Югославии Александра Карагеоргиевича и французского министра иностранных дел Луи Барту в 1934 г., находились в маргинальной позиции относительно небольшой группы, все действия которой сводятся к локальным террористическим и диверсионно-подрывным актам. Для создания геноцидного государственного проекта этого недостаточно. Усташи должны были прийти на уже подготовленную почву, и как ни странно на первый взгляд, почва была подготовлена Влатко Мачеком с одной стороны, и духовным владыкой над хорватами-католиками, главой римско-католической церкви в Югославии, Загребским архиепископом Алойзием Степинцем – с другой. И Мачек, и Степинац проложили путь усташам, фигурально выражаясь, «застилая перед усташами красную ковровую дорожку» вместо того, чтобы приложить все усилия для воспрепятствования этому радикальному экстремистскому движению.
Широко известно, что инструментом проведения геноцидной политики послужили усташи, домобраны, легионерские подразделения, хорватская и мусульманская милиция, подразделения СС, в состав которых входили «граждане НГХ» хорваты и мусульмане. В историографии в основном в качестве преступников указываются «усташи», хотя преступления совершались членами всех перечисленных формирований. Но если в отношении виновных в геноциде участников других формирований принято обозначать как «немецкий», «итальянский», «болгарский» и др., то в отношении усташей весьма редко уточняется их не только этническая, но, что важнее, государственная принадлежность – хорватский, имея в виду НГХ. Но главная политическая роль к Павеличу и его маргинальному движению перешла буквально в преддверии создания НГХ. Мачек своим авторитетом не просто задал политический дискурс хорватскому крестьянству, самому многочисленному слою в Хорватии, но во второй половине 1930-х гг., пока Степинац обеспечивал внутреннюю духовную и внешнюю мобилизацию католиков, сформировал военизированные подразделения под названием Хорватская крестьянская защита (ХКЗ) и Хорватская гражданская защита (ХГЗ).
Остановимся поподробнее на «мачековой гвардии» – ХКЗ и ХГЗ.
Точкой отсчета в появлении ХКЗ является секретный циркуляр Мачека от 22 апреля 1936 г., который предписывал создание вооруженного отряда «Ночной дозор» под предлогом противодействия коммунистическим беспорядкам, возможным 1 мая. Движение сразу же распространилось в хорватском Загорье, северо-западной Хорватии и частично в Славонии. После «великой победы» ХКП на местных выборах в 1936 г. часть руководства и членства партии полагала, что ХКЗ больше не нужна. Тем не менее движение продолжалось, и во второй половине 1936 г. расширилось в Славонии и других частях Савской бановины. В октябре оно получило «Руководство по проведению учений», на его основе начались военные учения организации, во главе которой стоял сам В. Мачек. За всем этим следил и многое знал Департамент охраны государства Савской бановины, однако не предпринимал никаких репрессивных мер. Специальным циркуляром от января 1937 г. В. Мачек распорядился создать партийную милицию во всех котарах (районах) Савской и Приморской бановины. В конце 1937 г. ХКЗ в Савской и Приморской бановине насчитывала уже 50 000 членов[2]. Центр каждого филиала организации находился в районе, численность войск округа составляла от 800 до 2500 человек. Основными воинскими подразделениями были расчеты, взводы и роты, взвод насчитывал от трех до пяти расчетов, рота обычно насчитывала около 200 человек, в районе могло быть от двух до пяти рот. Поставки оружия и снаряжения осуществлялись в основном из Италии и Австрии, в основном через Адриатическое море[3].
Особенно важную роль ХКЗ сыграла на парламентских выборах 11 декабря 1938 г., отметившись превосходной организацией избирательных участков. Результатом стал еще больший, чем на предыдущих парламентских выборах, успех Хорватской крестьянской партии Мачека. Это побудило премьер-министра Милана Стоядиновича начать репрессии против ХКЗ и фактически выгнать ее ведущих членов из Загреба в начале 1939 г. Но Стоядинович недооценил политический вес оппонента и вскоре сам получил отставку.
Мачек с князем Павлом Карагеоргиевичем (формально – с премьером Драгишей Цветковичем) в том же году заключит соглашение о создании Хорватской Бановины. Казалось, победила формула федеративного решения хорватского вопроса в Югославии. Автономная Хорватия получила бана, местную администрацию, денежную единицу, а также вооруженные формирования полиции и легализацию ХКЗ. Это решение, подчеркивает сербский академик Милорад Экмечич, «не являлось плодом демократической процедуры, оно было принято в условиях опасности – агрессии против югославского государства. Главной отправной точкой было давление британских кругов». По настоящий момент так до конца не выяснено, кто и когда создал проект границ Бановины Хорватии, в котором оказались все районы исторической Военной границы, населением которой на 90 % были сербы, «составившей около трети территории Хорватии»[4]. В самой Бановине был разработан целый ряд мероприятий по бойкоту сербов и хорватов югославской ориентации, они все больше подвергаются угрозам и физическим нападениям, и вместо снижения, после создания Бановины эта практика только усилилась. Офицеры запрашивают перевод из Хорватии или отправляют своих семей в безопасные места, новые власти увольняют «неблагонадежных», в официальных докладах отмечается, что Мачек по-прежнему может навязывать конструктивную политику, но сама ХКП начинает расслаиваться, а франковцы и вернувшиеся из эмиграции группы усташей все более открыто агитируют против Югославии за независимую Хорватию[5].
Мачек узаконивает ХКЗ «Постановлением о легализации» от 12 января 1940 г. Тогда ХКЗ уже включает пехотные, кавалерийские и моторизованные подразделения. ХКЗ была организована по районам, главнокомандующий назначал командиров округов и суперинтендантов по нескольким округам или городам. В том же январе 1940 г. Загребе была открыта офицерская школа, в которой были организованы офицерские курсы для членов, особенно должностных лиц ХКЗ, каждый курс длился от четырех до шести недель, его посещали около 100 человек. Еще в 1934 г. была создана «Гвардия Мачека» – специальный отряд из 50 гвардейцев, задачей которого была защита лидера ХКП Влатко Мачека, однако с тех пор количество гвардейцев Мачека, в основном молодых, выросло[6]. В эти же ряды также входила усташская молодежь. Старейшиной «гвардейцев» был личный водитель Мачека Влатко Рожич, личная гвардия Мачека стала обязательной частью всех мероприятий и торжеств ХКП.
Хорватская гражданская защита (ХГЗ) была создана в июле 1938 г., сначала она появляется как подразделение ХКЗ[7]. Руководство взял на себя бывший австро-венгерский офицер Звонко Ковачевич. ХГЗ была организована так же, как и ХКЗ, и состояла из расчетов, взводов (взвод включал 4 расчета) и рот, рота численностью от 200 до 220 человек включала четыре-пять взводов. Батальон состоял из четырех рот и насчитывал от 800 до 1000 человек. У ХГЗ было от 3000 до 4000 собственных охранников[8]. Позже в ХГЗ была сформирована штурмовая рота во главе с Крунославом Батушичем, кавалерийская рота под командованием Драгутина Белака и моторизованная во главе с Франьо Леаковичем. Кроме Загреба войска ХГЗ создаются во всех крупных и значительных городах Бановины Хорватии, в них проводятся многочисленные церемонии и парады, подчеркивающие военную мощь этих войск ХКП. Даже бан Шубашич в начале 1941 г. получил боевиков ХКЗ в качестве своего личного сопровождения и защиты. Однако с приходом к власти «своей» партии ХКЗ начинает сама проводить террор и насилие в отношении диссидентов, своих бывших и нынешних политических противников. Однако зачастую жертвами становятся сербы, а насилие начинает выливаться в убийства людей, которые редко расследуются полицией. Центральные югославские власти замалчивают эти преступления ХКЗ.
Организация, с которой ХКЗ часто вступает в конфликт – спортивная, но также и полувоенная организация «Сокол» Королевства Югославия. Сам Мачек в 1936 г. приказал членам своей партии выйти из «Сокола». Первая фаза конфликта ХКЗ с «Соколом» началась в 1938 г., когда беспорядки в Загребе быстро распространились по всей Хорватской Бановине. Эти столкновения часто заканчивались смертельным исходом, что, однако, скрывалось обеими сторонами. ХКЗ не чуждался и прямой экспроприации имущества «Сокола». Однако власти Белграда были безразличны к этим вспышкам насилия со стороны ХКЗ и замалчивали подобные инциденты. Более того, Белград был равнодушен и к юридической стороне дела – каковы компетенции и рамки действий ХКЗ, законодательно они не были определены, что усиливало атмосферу юридического беспредела и хаоса[9].
Больше всего против давления и террора ХКЗ выступает бан Иван Шубашич, который издает несколько меморандумов, приказов и распоряжений, чтобы остановить незаконные и насильственные действия ХКЗ. С середины 1940 г. он пытается объединить ХГЗ с полицией, но это не сработало из-за массовых протестов членов ХСС. Однако на смену немощной центральной администрации и массовой, но с размытым решением хорватского вопроса в виде некоей федерализации страны (венцом творения Мачека стало создание Хорватской Бановины, дальше которой он не шел). Поэтому эти две стороны были снесены на обочину истории силой, в течение десятилетий подготовленной к проведению самых радикальных мер. Это были франковцы-усташи, которые постепенно инфильтрируются в ряды ХКП и ХКЗ (в том числе в аппарат управления), более того, посредством партии начинают занимать ключевые должности в центральном и областном управлении Бановины. Хотя и сам Мачек прямо сотрудничал с усташами до 1939 г., особенно с депутатами парламента Бановины. В 1937 году он содействовал возвращению из эмиграции около 200 усташей, активно включившихся в работу по всей Бановине[10].
Охлаждение отношений между усташами и ХКП начинается в 1938 г., усиливаясь после Рождества 1939 г. Расхождения были вызваны прежде всего различиями в подходе к решению хорватского вопроса. Находящаяся у власти ХКП выступает за сохранение Югославии, в то время как усташи и далее непримиримо стоят на позиции выхода Хорватии из ее состава, и все чаще прибегают к насилию, терактам, убийствам и диверсиям. Также часто возникают конфликты между националистами и коммунистами, в которые вмешивается ХКП, проводя массовые аресты усташей-националистов и заключая их в лагеря. ХКЗ начала преследовать всех, до кого смогла дотянуться – цыган, занимающихся криминалом и бродяжничеством; крестьян, наконец дождавшихся «своей власти» и начавших безжалостно вырубать леса; бывших сторонников режима (чтобы «неповадна была» оппозиционная деятельность); сербов-четников, сохранивших солидный запас вооружения (это стало одним из источников пополнения боезапаса ХКЗ). Интересно, что незадолго до заключения соглашения Цветкович-Мачек (26 августа 1939 г.) последний по своим каналам вел переписку с министром иностранных дел Италии Галеаццо Чиано в направлении готовности поднять в стране на восстание 400 000 человек[11]. Следовательно, речь идет о фактически готовой армии. С течением времени ХГЗ также стала организацией массового типа, обретающей все большее значение, ее влияние в политической жизни в Бановине Хорватии резко возросло. После основания Бановины Хорватии планы ХСС в отношении ХКЗ становились все более открытыми. Первоначально сформированная как оборонительное формирование ХСС, защита должна была в конечном итоге стать, по замыслу Мачека, «хорватской армией» в составе Армии Королевства Югославия, при этом ее задача заключалась в первую очередь в защите хорватских национальных интересов в Югославии, «всей территории и прав Бановины Хорватии» и «не позволять колесу истории повернуть вспять к централизму и гегемонии Белграда»[12]. Более того, сам Белград назначал все больше хорватов на главные армейские посты, а ХКЗ в Бановине все более кооперировалась в деятельности с жандармерией.
Переговоры с Чиано были внезапно прерваны самим Мачеком. В конце 1939 г. Мачек приступил к «омоложению» ХКЗ, которая с начала 1940 г. получила уверенное распространение по всей Бановине Хорватии, при этом активным соучастником ее акций был «Хрватски юнак».
На местных выборах 1940 г. в Бановине Хорватия ХКП переживает новый подъем. Однако переворот 27 марта 1941 г. «путает все карты», и, опасаясь расправы от нового премьера Югославии генерала Душана Симовича, руководство ХКП предпочитает скрыться, а ХГЗ занимает ключевые места Загреба и других крупных городов, чтобы, в том числе, держать под контролем администрацию по всей Бановине. Однако Мачек принимает решение войти в правительство Симовича, что вызывает нескрываемое разочарование и возмущение ХКЗ и ХГЗ, которые фактически оставляют Хорватскую крестьянскую партию и самого Мачека и разворачиваются в направлении усташей Анте Павелича. Влатко Мачек планировал распустить ХКЗ и ХГЗ, поскольку они «сыграли свою роль», однако те после нападения Германии, Италии и их союзников на Королевство Югославия стали на подрывную антигосударственную позицию: блокируют проведение мобилизации, грабят военные склады и разоружают войска Королевства Югославии, оказывая помощь противнику и движению усташей, что облегчает последним захват власти в НГХ. Сам Мачек в радиообращении 10 апреля 1941 г. дал указание не противостоять новым властям НГХ, а сотрудничать с ними[13].
Так во время создания Независимого Государства Хорватия ХКЗ сыграла ключевую роль. В самый чувствительный и неустойчивый момент, момент «разбалансировки», передачи власти от Мачека к Павеличу, вступления сил Третьего рейха в Загреб, создания НГХ на пространстве, населенном в большинстве сербами, «проглотить» которое чисто математически усташские силы были не в состоянии, именно ХКЗ Мачека стала главным вооруженным оплотом усташского режима и оказала полную поддержку в установлении новых усташских властей на большей части хорватского пространства, особенно на территории Боснии и Герцеговины[14].
Павелич институализировал и легализовал геноцид над сербами, евреями и цыганами как государственный проект, целью которого было «создание чистого хорватского жизненного пространства», «чистой хорватской нации», средством реализации – биологическое уничтожение сербов и евреев, провозглашенных «самыми главными врагами хорватов», к врагам были причислены и цыгане – как представили низшей, неарийской, расы. Этим трем народам не было места в хорватском государстве, равно как и неблагонадежным хорватам. Создание НГХ и систему лагерей смерти Ясеновац, – отмечает ведущий сербский историк, филолог и социолог Слободан Антонич, – «это плод трехвековой политической культуры Хорватии, в основе которой лежит религиозная, классовая и этническая ненависть к сербам, а также проект их истребления»[15].
В первые три месяца существования НГХ был принят закон о защите народа и государства (17.04.), Закон о запрете кириллицы (25.04.), Закон о гражданстве (30.04.), Закон о расовой принадлежности (30.04), Законное положение о защите арийской крови и чести хорватского народа (30.04.), Законное положение о переходе из одной веры в другую (3.05.), Законное положение о защите народной и арийской культуры хорватского народа (4.06.), законное положение об обязательной декларации имущества евреев и еврейских предприятий (5.06.), Законное положение о предотвращении сокрытия еврейского имущества (5.06), законное положение о создании Государственного управления по повторению (24.06.), Чрезвычайный закон от 26.06., устанавливающий коллективную ответственность евреев и распоряжение об отправке в «места заключения под открытым небом», законное положение о собственности лиц, покинувших территорию Независимого Государства Хорватия и др.[16] По правовой основе НГХ Сербская православная церковь была запрещена (18.07.), запрещено использовать название «сербская православная вера» и кириллицу, закрыты сербские школы, около 120 тыс. сербов выселено с территории НГХ (насильственно или самостоятельно, спасаясь от усташских зверств), сербская интеллигенция, торгово-промышленная элита как социальные группы уничтожены.
Практика террора была введена в действие, и политика геноцида дала первые результаты.
С момента основания НДХ формируются концентрационные лагеря («сборные», «трудовые», «концентрационные» лагеря, которые, по сути, были лагерями смерти), из которых особо следует отметить группу лагерей Госпич (Ядовно) и группу лагерей Ясеновац[17]. Причем если «фабрика смерти» в Освенциме II (Биркенау) начала «работу» в октябре 1941 года, то лагерь смерти в Ядовно начал действовать уже в мае, лагерь на Паге – в июне, а Ясеновац – в августе 1941 года. Ядовно – это 16 мест казней, ям, в которые, как правило живыми, усташи бросали сербов и евреев из разных мест – Госпича и окрестностей, Сараево и окрестностей и т.д., что само по себе указывает на реализацию государственного, а не «местечкового», проекта.
В мае, июне и июле 1941 г. в сотнях мест Хорватии и БиГ происходили массовые расправы над сербами, причем почти исключительно без применения огнестрельного оружия – ножами, топорами, молотками, кувалдами, дубинами с последующим сбрасыванием трупов в карстовые разломы – ямы[18]. В отличие от нацистов, сформировавших систему безличного истребления людей, геноцид в НГХ «отметился» ритуальными убийствами в общественных местах и садистскими издевательствами над жертвами. По жестокости геноцид в НГХ превосходит любую силу воображения[19].
Т.е. наряду с началом процесса уничтожения сербов на сербских этнических территориях начался процесс массового интернирования и создания системы лагерей с первыми лагерями смерти с центром в Госпиче, таким образом, процесс приобрел ускоренный и систематизированный характер. Даже «хорватские железные дороги» и остальные средства передвижения сыграли важную роль в депортации жертв к местам экзекуций. Однако ключевую роль сыграла массовая поддержка геноцидной политики, массовая организация бюрократического аппарата и населения (партией и военными формированиями Мачека и Католической акцией Алойзия Степинца), «светски и духовно» подготовленных к массовым же убийствам своих соседей самыми изуверскими способами, без различия пола и возраста. Убийства носили, подчеркнем, выраженно конфессионально-этнический характер. Так, командующий 4 / XI корпусом итальянских оккупационных войск в первые дни существования НГХ докладывал своему командованию о преследовании сербов в Славонии, объясняя, что хорваты хотят «полностью изгнать из государства православную религию», но проблему решить нелегко, потому что «в этой самой плодородной части территории, присоединенной к Хорватии, проживает около 500 тысяч православных»[20].
Уже в день провозглашения НГХ, 10-11 апреля 1941 г. во всех крупных городах были арестованы представители сербской интеллигенции – священники, политики, торговцы, издатели и т.д. 10 апреля усташи захватили несколько сотен солдат и офицеров бывшей армии Королевства Югославия в котаре Слунь, в ночь с 10 на 11 апреля они убили четырех человек и тяжело ранили двух солдат, конфисковали большое количество военных материалов и денег. Отношение к сербам распространилось на евреев и цыган, как на представителей «низшей расы».
Первую большую группу сербов усташи расстреляли 13 апреля. Это были 47 офицеров югославской армии из 100 взятых в плен, которых вывели из тюрьмы Слунь, погрузили в грузовики, отвезли в Хорватский Благай и убили.
17 апреля убито несколько десятков сербов в Старом Петровом селу в Славонии.
В ночь с 26 на 27 апреля в области Грубишног Поля (склоны горыБилогоры) усташи и члены Хорватской крестьянской защиты арестовали и отвезли более 500 сербов в концлагерь Ядовно на Велебите.
27 и 28 апреля 1941 г. – массовая резня около 200 сербов в селе Гудовац (около Беловара).
Далее по предложению Иосипа Пауновича из Благая с непосредственными организаторами: приходской священник Иван Никшич глава усташского штаба из Слуня, приходской священник Иван Микан из Огулина, учитель и комиссар усташей, приходской священник общины Велюн Иван Шайфар, адвокат Ловро Сушич из Огулина, приходской священник Блаж Томленович из Хрватского Благая, эмигранты-усташи, прибывшие из Загреба, в частности, ближайшее доверенное лицо создателя системы лагерей смерти Эвгена Дидо Кватерника – офицер усташей Ивица Шарич, а также Мийо Бабич, Векослав Макс Лубурич и др. в ночь с 4 на 5 мая 1941 г. в Хрватском Благае ликвидировали одну видную и уважаемую хорватскую семью – мельника Йосипа Муравунца, тем самым создавая повод для массового убийства сербов, которое было совершено в День Святого Георгия (Джурджевдан, 6 мая) в котаре Велюн и котаре Слунь. Во время джурджевданской резни (6-9 мая) усташи арестовали 600 человек, которых сначала жестоко пытали, а затем 546 из них убили. Массовые убийства прекратились с приходом итальянцев, однако усташи продолжали арестовывать видных сербов, убивать детей, женщин и стариков, заходить в деревни и там грабить скот и имущество, поджигать дома и уничтожать все, что являлось сербским.
Убийство на Джурджевдан положило начало геноциду сербского народа на пространстве Кордуна, где до настоящего времени найдено 49 мест массовых казней сербов.
29 июля из Огулина прибыл грузовик с 40 усташами во главе с Йосипом Томленовичем Брако, которые по окрестностям схватили 56 сербов, из которых ножами забили 30 человек и сбросили в яму.
30 июля 1941 г. в поселках Дрежник и Раковица (которы Слунь и Велюнь) арестовали и убили 76 человек в одной группе, сбросив трупы в яму недалеко от Шпеярки, и 74 человека в другой, сокрыв тела в вырытой яме на поле, рядом с дорогой Раковица-Слунь[21].
В местечке Ливаньско поле в яму Равни Долец усташи на праздник Огненной Марии живыми сбросили 218 человек. Через шесть недель из ямы были извлечены живыми 13 женщин и один мужчина. Спустя 50 лет потомки жертв эксгумировали кости убитых, вымыли их, высушили на солнце и захоронили в недавно построенной крипте рядом с церковью Успения Пресвятой Богородицы в Ливно. В 1992 году потомки преступников – неоусташи – взорвали крипту и тем самым совершили новое преступление против останков невинных жертв[22].
30 июля 1941 г. на школьном дворе в селе Челебичи зверским образом усташи убили 416 сербов всех возрастов. Злодеи забивали людей кувалдами и топорами.
Техника резни была простой: усташи «приглашали» сербов на собрание, где будет «сделано важно объявление», как правило, в общественное место – школу, церковь, или просто в поле, где сообщали, что они «будут направлены на работу». Объявляли это основном местные хорваты, многолетние соседи сербов, с которыми они жили бок о бок с давних времен и, как правило, находились в добрососедских и дружеских отношениях. После того, как деньги и ценности сербов были конфискованы, они убивались прямо в том же месте, с особой жестокостью, или их сжигали заживо в своих домах или в церквах. Далее приводилась следующая группа, однако подобная техника быстро стала известной, что вызвало бегство и сопротивление сербов. Тогда усташи изобрели второй способ и применяли его с конца 1941 года до окончания войны – техника окружения села и убийства населения с помощью регулярной армии. Для немцев и итальянцев это изображалось как «очистка территории от банд коммунистическо-четнических банд». В Лике, далматинском Загорье и Герцеговине трупы и даже живые люди бросались в карстовые ямы глубиной более десятка или даже сотен метров. Причем еще до начала войны усташи провели «перепись» и определили «вместимость» отдельных карстовых ям на территории Хорватии и Герцеговины, а на электрические столбы нанесли маркировку и обозначили путь к ним знаками, понятными только посвященным[23].
Глинская резня
Крупнейшая геноцидная «чистка» против сербского гражданского населения на пространстве Бании и Кордуна была проведена с 29 июля по 8 августа 1941 г. Она была начата с массовой ликвидации в районе г. Глина (первая ликвидация произошла 11-12 мая в Глине, убито 330 сербов), продолжилась в Иванович Ярке (ок. Крняка), на пространстве между Цетинградом и Кладушей и закончилась массовой ликвидацией в Примишеле и Мочиле в Слуньском крае. Вторая, самая крупная бойня в Глинской церкви, произошла с 29 июля по 5 августа 1941 г.
Глина входила в состав сербской Военной границы, подчинявшейся напрямую Вене вплоть до 1881 г. Это была крепость, построенная в 1735 г. для защиты от османов, с течением времени разросшаяся в развитый город – средоточие ремесел, торговли и ярмарок. После ослабления Османской империи Глина превращается в важный областной центр. В 1820-х годах в центре города строится католическая церковь Святого Иоанна Непомуцкого и православный храм Рождества Богородицы. После разоружения Военной границы в 1881 г. и ее присоединения к существовавшим тогда отдельно Королевству Хорватия и королевству Славония как обычных областей как собственность Венгерской короны в составе Австрийской империи, Глина становится важным городским центром Загребского округа. Это было живописное место, в котором не только ее жители, но и соседи из близлежащих местечек ежедневно встречались в городе на городском рынке, в церквах (католической и православной), на различных рабочих местах, образовательных учреждениях, спортивных секциях и обществах («Сокол», футбол, бокс и др.). По Соглашению Цветковича-Мачека Глинский край стал частью новосозданной политико-территориальной единицы Королевства Югославия – Бановины Хорватии. Поскольку сербское население в Глине насчитывало абсолютное большинство, 3 декабря 1939 г. сербы потребовали выделить Глинский и другие сербские районы из состава Бановины Хорватии и присоединить их сначала к Врбаской бановине, а затем к сербской административной единице, о создании которой в то время было уже объявлено. Сербы Глины пригласили сербов из Бании присоединиться к ним, на призыв сразу же отозвались сербы из района Вргинмост, а также сербы из Далмации, Лики и Западной Славонии[24]. «Носителей великосербской политики» успешно сдерживала ХКП.
В относительно мирном сосуществовании хорватов и сербов происходит исторический разлом. Уже с 10 апреля начали появляться признаки, что новый режим очень скоро прибегнет к мерам жестоких репрессий. Первое преступление было совершено в мае 1941 г., когда были перебиты сербы из самой Глины, а второе произошло менее чем через три месяца, когда в Глинской сербской православной были убиты сербы из окрестностей Глины, в основном из соседнего района Вргинмост. Первое преступление было направлено на уничтожение гражданского слоя сербов в Глине, а второе – на уничтожение сербского народа в Бании и Кордуне, в соответствии с целями НДХ[25].
Примечательно, что 27 июля Загребский архиепископ Алойзие Степинац был в г. Топуско (Кордун), на его выступлении не было разрешено присутствие ни одного серба. На следующий день начали усташские «аресты» сербов в окрестностях. Людей собирали в помещении городской администрации Топуско, били, затем на грузовиках и по железной дороге, набивая по 120-160 человек в вагон так, что невозможно было дышать, свозили в Глину. По прибытии большая колонна сербов, охраняемых усташами с автоматами, растянулась на пути в Глинскую православную церковь. Некий хорватский священник принес ключ от сербской церкви, и усташи начали вталкивать сербов внутрь церкви – столько, сколько смогло вместиться, и закрыли дверь. Усташи не выпускали никого, периодически возвращаясь, чтобы провести допрос на предмет принадлежности и информации о четниках, предлагали перейти в католицизм (якобы тогда отпустят, но никто из сербов не согласился), при этом усташи постоянно повторяли мантру про «отъезд в Лику на работу», «не бойтесь ничего», «мы вам купим еду, необходимые вещи» и т.п. Но с наступлением ночи началось нечто совсем другое. Пришли усташи, распорядились зажечь свечи, хотя это практически было сделать невозможно в присутствии стольких людей, начались отдельные избиения, в том числе ребрами окладов икон, снятых со стен. Затем прибыл еще транспорт с сербами, которых невероятными усилиями также протолкнули в церковь. Снова начался допрос о четниках, в ходе которого двум людям усташи перерезали горло – после этого началась тотальная резня, одного человека за другим, кровь сплошным потоком текла по полу церкви. Одного из последних выживших два усташа держали за руки, а второй свечой выжигал глаза и бороду. Когда в живых не осталось никого, кроме одного человека, который чудом избежал участи остальных, Любан Еднак, ставший свидетелем преступления, рассказал, что усташи «побросали тела убитых в грузовики, причем сначала попытались всех уместить в один, но они не уместились, тогда усташи стали перебрасывать трупы в другие машины, тогда наконец собрали всех». Любан затаился среди убитых, «перебрасывание тел было бесконечным», наконец грузовики стали отъезжать к ямам и сбрасывать в них тела убитых, среди которых был и Любан Еднак, притворившийся мертвым. Однако худшее было впереди – к яме «они стали привозить живых людей, много, примерно 600 человек, и добивать их здесь же кувалдами и молотками», только и были слышно крики «дети мои!», «мама моя!», усташи «утрамбовывали тела», шагая прямо по ним. Когда все наконец стихло, Любан Еднак и еще один чудом выживший человек смогли спастись. В 1947 г. были раскопаны те самые ямы, в которых усташи свозили убитых не только из Глины, но и из окрестных сел, и тогда «оказалось, что у части тел были сняты скальпы, горло как правило перерезано, уши отрезаны. У более чем 2000 тел были отрезаны уши»…[26]
Всего в сербской православной церкви Рождества Богородицы усташи убили 1764 серба[27].
Совокупно в указанной акции на пространстве Бании и Кордуна было убито около 8000 сербских мирных жителей, в том числе женщины и дети. Инициатором акции был Евгений Дидо Кватерник, «полевым исполнителем» был директор Усташского управления Божидар Церовски. Главный организатор перемещения сербов 3 августа в Глинскую церковь был Йосип Желько Курельц, командир Третьей усташской роты в Вргинмосте.
Глина с окрестностями стала примером регионального центра ликвидации усташского режима, концентрация людей в приходской церкви, затем их ликвидация здесь представляет собой яркий пример конфессионально мотивированного преступления. Следующие массовые убийства были совершены в православных храмах в следующих местах: боснийская Дубица, Драксенич возле Баня-Луки, Велика Кладуша, Садиловац, Збориште, Бунич, Швица и Коларич-на-Кордуну, Кукуневцы и Слобоштина в Западной Славонии. Кроме того, летом 1941 г. фиксируется процесс выселения сербов из Бании – Петринья, Костайницы, Глины, Двора и Вргинмоста, причем через систему лагерей в Цапраге и Пожеге, особенно православных священников и их семей[28].
30 июля в яме Баич, недалеко от Костайницы, усташи убили 800 сербов.
Ранее вырытые окопы югославской армии для защиты Родины послужили хорватским усташам для массовой ликвидации сербского народа. С 30 июля по 14 августа 1941 г. в них было убито 7 000 сербов, мужчин, женщин и детей[29]…
По немецким и итальянским источникам усташи в первые шесть месяцев своей власти убили 300 тысяч сербов и около 20 тысяч евреев[30].
В целом в системе концлагерей Ясеновац уничтожено, как принято считать, более 700 000 сербов, евреев, цыган и других. Однако историк еще период социалистической Югославии Владимир Дедиер утверждал, что жертв Ясеноваца не менее 1 200 000 человек[31]. Всего 450 православных церквей и монастырей были учнитожены на пространстве НГХ[32].
Все приведенные, далеко не все, факты систематических чудовищных преступлений на территории НГХ геноцида над тремя народами, говорят о размерах геноцидной политики. Садизм, издевательства (даже над мертвыми жертвами), варварство, мученическая смерть, которую принимали невинные люди, говорят о тяжелейшей патологии общества, хорватского католического общества, породившего подобное явление. В сербском коллективном сознании, указывает крупнейший сербский исследователь, историк и филолог Мило Ломпар, «упущения носили … фатальные последствия: не осознавалось, что… минимизация и перекодирование исторического содержания в коммунистических рассуждениях об исторических событиях Второй мировой войны является основной формой политической инструментализации; не было признано, что государство усташей было одним из смыслов – но отнюдь не единственным – магистрального движения хорватской политики, как светское видение у Старчевича, Радича и Крлежи, так и ее клерикальное у Штросмайера, Франко и Степинца…»[33]. Так сателлит Третьего рейха, возглавляемый группой массовых убийц, создавших систему истребления сербов, евреев и цыган, НГХ, стала еще большим нацистом, нежели СС Гитлера.
- Екмечић Милорад: Историјске и стратешке основе Републике Српске // Република Српска – петнаест година постојања и развоја. Бања Лука: AНУРС, 2007. С. 37-61.
- Pilić Stipo O paravojnim organizacijama HSS-a između dva svjetska rata [Эл. ресурс] // Večernji list, 25.05.2017. URL: https://vojnapovijest.vecernji.hr/vojna-povijest/o-paravojnim-organizacijama-hss-a-izme-u-dva-svjetska-rata-1172203
- Pilić Stipo O paravojnim organizacijama HSS-a između dva svjetska rata [Эл. ресурс] // Večernji list, 25.05.2017. URL: https://vojnapovijest.vecernji.hr/vojna-povijest/o-paravojnim-organizacijama-hss-a-izme-u-dva-svjetska-rata-1172203
- Екмечић Милорад: Историјске и стратешке основе Републике Српске // Република Српска – петнаест година постојања и развоја. Бања Лука: AНУРС, 2007. С. 37-61.
- Bjelajac Mile Glinski kraj 1938-1941. i zabrinutost za opstanak Jugoslavije // Znanstveni kolokvij „Što se uistinu dogodilo u glinskoj srpskopravoslavnoj crkvi između 29/30. srpnja I 4/5. kolovoza 1941.: svjedočanstva i kultura sjećanja“. Zagreb, 2012. S. 24.
- Pilić Stipo O paravojnim organizacijama HSS-a između dva svjetska rata [Эл. ресурс] // Večernji list, 25.05.2017. URL: https://vojnapovijest.vecernji.hr/vojna-povijest/o-paravojnim-organizacijama-hss-a-izme-u-dva-svjetska-rata-1172203
- Курдулија Страхиња Atjiac усташког геноцида над Србима 1941 -1945. Београд, 1993. URL: https://nastavnikdamir.files.wordpress.com/2020/05/d0a1.
- Pilić Stipo O paravojnim organizacijama HSS-a između dva svjetska rata [Эл. ресурс] // Večernji list, 25.05.2017. URL: https://vojnapovijest.vecernji.hr/vojna-povijest/o-paravojnim-organizacijama-hss-a-izme-u-dva-svjetska-rata-1172203
- Pilić Stipo O paravojnim organizacijama HSS-a između dva svjetska rata [Эл. ресурс] // Večernji list, 25.05.2017. URL: https://vojnapovijest.vecernji.hr/vojna-povijest/o-paravojnim-organizacijama-hss-a-izme-u-dva-svjetska-rata-1172203
- Pilić Stipo O paravojnim organizacijama HSS-a između dva svjetska rata [Эл. ресурс] // Večernji list, 25.05.2017. URL: https://vojnapovijest.vecernji.hr/vojna-povijest/o-paravojnim-organizacijama-hss-a-izme-u-dva-svjetska-rata-1172203
- Pilić Stipo O paravojnim organizacijama HSS-a između dva svjetska rata [Эл. ресурс] // Večernji list, 25.05.2017. URL: https://vojnapovijest.vecernji.hr/vojna-povijest/o-paravojnim-organizacijama-hss-a-izme-u-dva-svjetska-rata-1172203
- Horvatić Petar 20. srpnja 1879. Vladko Maček – što niste znali o oružanim odredima koji su štitili Hrvate od terora Beograda? [Эл. ресурс] // Narod.hr. 20.07.2018. URL: https://narod.hr/kultura/20-srpnja-1879-vladko-macek-sto-niste-znali-oruzanim-odredima-stitili-hrvate-terora-beograda
- Pilić Stipo O paravojnim organizacijama HSS-a između dva svjetska rata [Эл. ресурс] // Večernji list, 25.05.2017. URL: https://vojnapovijest.vecernji.hr/vojna-povijest/o-paravojnim-organizacijama-hss-a-izme-u-dva-svjetska-rata-1172203
- Horvatić Petar 20. srpnja 1879. Vladko Maček – što niste znali o oružanim odredima koji su štitili Hrvate od terora Beograda? [Эл. ресурс] // Narod.hr. 20.07.2018. URL: https://narod.hr/kultura/20-srpnja-1879-vladko-macek-sto-niste-znali-oruzanim-odredima-stitili-hrvate-terora-beograda
- Антонић Слободан Истребљење Срба од колевке до столетних старица: Ко је створио фабрику смрти на Сави – фашисти или Хрвати [Эл. ресурс] // Новости, 24.02.2023. URL: https://www.novosti.rs/c/drustvo/vesti/1204971/istrebljenje-srba-kolevke-stoletnih-starica-stvorio-fabriku-smrti-savi-fasisti-ili-hrvati 24.02.2023.
- Мирковић Јован Жртве рата 1941-1945. са подручја Козаре // Први округли сто «Злочини геноцида Независне Државе Хрватске на Козари и Поткозарју у Другом свјетском рату. Mраковица – Козара, 19. мај 2012. године». Бања Лука, мај 2014. С. 20.
- Мирковић Јован Општина Грубишно Поље – жртве рата 1941-1945 [Эл. ресурс] // Јадовно, URL: https://jadovno.com/arhiva/grubisno-polje/articles/opstina-grubisno-polje-zrtve-rata-1941-1945-jovan-mirkovic.html
- Антонић Слободан Истребљење Срба од колевке до столетних старица: Ко је створио фабрику смрти на Сави – фашисти или Хрвати [Эл. ресурс] // Новости, 24.02.2023. URL: https://www.novosti.rs/c/drustvo/vesti/1204971/istrebljenje-srba-kolevke-stoletnih-starica-stvorio-fabriku-smrti-savi-fasisti-ili-hrvati
- Курдулија Страхиња Atjiac усташког геноцида над Србима 1941 -1945. Београд, 1993. URL: https://nastavnikdamir.files.wordpress.com/2020/05/d0a1.
- Курдулија Страхиња Atjiac усташког геноцида над Србима 1941 -1945. Београд, 1993. URL: https://nastavnikdamir.files.wordpress.com/2020/05/d0a1.
- Kalendar genocida: 30. jul 1941. Kordun, Banija, Livno, Gorski kotar, Bos. Krajina [Эл. ресурс] // Јадовно, 30.07.2023. URL: https://jadovno.com/kalendar-genocida-30-jul-1941-kordun-livno-gorski-kotar-bos-krajina/?lng=lat
- Kalendar genocida: 30. jul 1941. Kordun, Banija, Livno, Gorski kotar, Bos. Krajina [Эл. ресурс] // Јадовно, 30.07.2023. URL: https://jadovno.com/kalendar-genocida-30-jul-1941-kordun-livno-gorski-kotar-bos-krajina/?lng=lat
- Курдулија Страхиња Atjiac усташког геноцида над Србима 1941 -1945. Београд, 1993. URL: https://nastavnikdamir.files.wordpress.com/2020/05/d0a1.
- Regan Krešimir Srpska politika u glinskome kraju za Banovine Hrvatske (1939.–1941.) // Znanstveni kolokvij „Što se uistinu dogodilo u glinskoj srpskopravoslavnoj crkvi između 29/30. srpnja I 4/5. kolovoza 1941.: svjedočanstva i kultura sjećanja“. Zagreb, 2012. S. 47.
- Mrkalj Igor Nove činjenice o dva odvojena ustaška zločina u Glini u proljeće i ljeto 1941. godine // Znanstveni kolokvij „Što se uistinu dogodilo u glinskoj srpskopravoslavnoj crkvi između 29/30. srpnja I 4/5. kolovoza 1941.: svjedočanstva i kultura sjećanja“. Zagreb, 2012. S. 44.
- Glina Church Massacre Survivor Testimony: Ljuban Jednak – Holocaust in Croatia [Эл. ресурс] // URL: https://www.youtube.com/watch?v=veEzpQPMSD4
- Глинска црква 1941- најстравичнији покољ усташа над Србима [Эл. ресурс] // Ин4С, 2020. URL: https://www.in4s.net/video-glinska-crkva-1941-najstravicniji-pokolj-ustasa-nad-srbima/
- Škiljan Filip Organizirana iseljavanja Srba s Banije u ljeto 1941. godine godine // Znanstveni kolokvij „Što se uistinu dogodilo u glinskoj srpskopravoslavnoj crkvi između 29/30. srpnja I 4/5. kolovoza 1941.: svjedočanstva i kultura sjećanja“. Zagreb, 2012. S. 50.
- Kalendar genocida: 30. jul 1941. Kordun, Banija, Livno, Gorski kotar, Bos. Krajina [Эл. ресурс] // Јадовно, 30.07.2023. URL: https://jadovno.com/kalendar-genocida-30-jul-1941-kordun-livno-gorski-kotar-bos-krajina/?lng=lat
- Курдулија Страхиња Atjiac усташког геноцида над Србима 1941 -1945. Београд, 1993. URL: https://nastavnikdamir.files.wordpress.com/2020/05/d0a1.
- Гвоздић С. Комплетирајмо списак жртава усташког злочина у котару Вељун и Слуњ [Эл. ресурс] // Слободна Херцеговина, 15.10.2000. URL: https://slobodnahercegovina.com/kompletirajmo-spisak-zrtava-ustaskog-zlocina-u-kotaru-veljun-i-slunj/
- Огњен Карановић – „Холокауст и геноцид над Србима у злочиначкој НДХ 1941. године“ [Эл. ресурс] // URL: https://www.youtube.com/watch?v=Mk4DAXe79ZM
- Антонић Слободан Истребљење Срба од колевке до столетних старица: Ко је створио фабрику смрти на Сави – фашисти или Хрвати [Эл. ресурс] // Новости, 24.02.2023. URL: https://www.novosti.rs/c/drustvo/vesti/1204971/istrebljenje-srba-kolevke-stoletnih-starica-stvorio-fabriku-smrti-savi-fasisti-ili-hrvati 24.02.2023.