Институционально-правовая подготовка к «решению проблемы» православных сербов в усташском Независимом Государстве Хорватия

97
Независимое Государство Хорватия. Открытые источники интернет

Режим усташей по преступлению геноцида над сербским, еврейским и цыганским народами причислен к самым кровавым режимам XX века. Составной частью усташского Независимого Государства Хорватия (НГХ) являлся конфессиональный вопрос: физическая ликвидация сербов не только как этнической, но и религиозной, православной, части, насчитывавшей примерно 2 млн человек, оказавшейся в пределах нацистского квазигосударства. Отличительной характеристикой НГХ было то, что оно было протекторатом Третьего рейха, но на практике управлялось не немцами, а хорватами-усташами.  Усташское движение было создано Анте Павеличем, который использовал идейное наследие двух основных хорватских идеологов, безусловно победивших в идейных дискуссиях, обозначивших не «возрождение», а конструирование хорватской нации начиная с 1830-х гг. – Анте Старчевича и Йосипа Франка. Старчевич в 1861 г. создал хорватскую Партию права на основах вымышленного «хорватского исторического государственного права» – ретроградной идеологии, консервировавшей феодальные привилегии в основной инонациональной аристократии Гражданской Хорватии – области в составе Венгерского Королевства с 1102 г. и зоологического, выходящего за рамки какой бы то ни было адекватности,, расистской ненависти к сербам. Эта ненависть не только отравила душу народа, но и была средством австрийской и венгерской политики формирования контрэтноса – в противовес Сербии, сербоцентричному стремлению к объединению югославянских народов и России как геополитического союзника сербского государства. Йосип Франк «обогатил» политическую практику правашей (сторонников Партии права) сербскими погромами 1895, 1900, 1902, 1914 гг., созданием карательных отрядов «шуцкор» в качестве прямого средства этнической чистки сербов. Анте Павелич был горячим приверженцев Партии права, после партийного раскола 1896 г. перешедший в самую радикальную – франковскую – ее часть. В войне Австро-Венгрии против сербов 1914-1918 гг. праваши совершили массовые преступления против сербов в Мачве, Подринье и по всей БиГ вместе с австрийскими и венгерскими солдатами. Анте Павелич, эмигрировавший в январе 1929 года, а также главный секретарь Густав Перчец и лидер правашской молодежи Бранимир Елич, превратили Партию права в полувоенную террористическую организацию под названием Усташи – хорватская революционная организация. Павелич и Перчец сохранили в ней функции, которые они занимали в Хорватской партии права. В 1926 г. была создана молодежная организация Хорватская правашская республиканская омладина (ХПРО), что положило начало вербовке будущих усташей; второе совещание ХПРО от 2 сентября 1928 г. заключило, что «необходимо немедленно начать организацию секретных боевых подразделений по всей Хорватии»;  в октябре 1928 г. была создана незаконная террористическая организация «Хорватское ополчение». Процесс трансформации ХСП завершился за границей в начале 1930-х годов: в конце 1931 г. или начало 1932 г. был основан первый лагерь усташей в Италии. В середине 1932 г. был опубликован  Устав усташей, в середине 1933 г. – «Принципы хорватского усташского движения». До 1934 г. особенно важную роль в обучении террористов сыграл лагерь в Венгрии Янка пуста. Усташская организация в своих газетах («Усташ», «Грич» и др.) публиковала директивные статьи, в которых открыто сообщала цели, задачи, способ и средства своей борьбы: «нож, револьвер, граната и автомат  – идолы, которые должны вернуть свободу Хорватии»;  «хорватский революционер и усташ должен быть жестким и безжалостным, без пощады и милости». Власть усташей была создана с решающей помощью государственного аппарата Бановины Хорватии, который стал главной опорой режима усташей. С другой стороны была проведена организационная подготовка клерикальных кругов: в рамках новой Католической акции, развернутой А.Степинцем, были созданы крестовые организации Домагой, великое Крижарское (Крестоносное) братство и Крижарское сестринство, которые стали основным носителем политики усташей во время НГХ[1]. Несмотря на то, что после убийства усташами и македонской ВМРО короля Югославии Александра I Карагеоргиевича и министра иностранных дел Франции Луи Барту службе госбезопасности Югсолавии удалось практически пресечь террористическую активность усташей. Однако глубинная, ментальная и организационная, подготовка со светской стороны (Хорватская крестьянская партия В.Мачека, передавшая своих боевиков и «печать легитимности» Анте Павеличу) и на духовном уровне в виде организаций Католической акции придали общественно-политическим процессам необратимый характер. При изменении ситуации – военного переворота и поражения армии Югославии – магистральная «подпольная» деятельность вышла наружу и проявила себя в виде создания НГХ. Внешний фактор (поддержка Италии и Германии) безусловно, сыграли свою крайне важную роль, но они ничего бы не значили без многодесятилетней внутренней подготовки, «настройки» всего общества.

НГХ было создано 10 апреля 1941 г. И сразу можно зафиксировать, что конфессиональный вопрос является стержневым для этого геополитического проекта. Это подтвреждают нормативные акты усташских властей и Загребской архиепископии, полностью разделявшей подход усташей. 3 мая 1941 г. Павелич подписал «Законное положение о переходе из одной в дргую веру». Загребская архиепископия во главе с Алойзием Степинцем 15 мая выпускает циркуляр, согласно которому «доступ в католическую церковь может быть разрешен только тем людям, для которых существует подтверждение, что они хотят сделать это искренне и с верой в истинность нашей святой веры…»; «вступающие в католическую церковь, должны быть обучены католическим религиозным истинам и во время самого обучения (…) они должны посещать богослужения»; «духовенство в этих деликатных вопросах человеческой души должно действовать строго по принципам католической церкви» и a limine отвергать тех, кто хотел бы войти в церковь без правильных мотивов, ища в ней только защиту своих материальных интересов и эгоистических целей»[2]. Министерство по делам религий и образования 27 мая  выпускает свой циркуляр, согласно которому «в полномочия административных органов входит только выдача сертификата заинтересованной стороне о ее заявлении о религиозном переходе»[3]. Правительство НГХ в директиве от 30 июня проясняет свою позицию: при переходах из православной веры необходимо руководствоваться  «государственной политикой», а не канонами, которые были бы неблагоприятны для быстрого массового перехода. Подчеркивалось, что обращение православных к греко-католическому обряду (ближе к православным) нежелательно, следует стремиться исключительно к католическому обряду. Такое подтверждение должно выдаваться «по соглашению с усташскими лагерями и институциями»[4]. И, наконец, усташские власти высказываются предельно ясно. Министерство юстиции и религии 14 июля 1941 г. епископским Ординариатам НГХ направило письмо, в котором «в конфиденциальной форме» просило проинформировать все приходы о приеме в католическую церковь и передать следующую позицию правительства НГХ: «намерения хорватского правительства, что не принимаются в католическую церковь православные попы, учителя, вообще интеллигенция и, наконец, богатый слой купцов, ремесленников и крестьян (…). Если вышеупомянутые будут настаивать на том, чтобы их приняли, их следует держать в удобной форме в катекуменате задержать или иным образом отстранить». 30 июля 1941 г. правительство НГХ «Циркуляр о переходе греко-восточняков в католицизм» с инструкцией: «При выдаче сертификатов следует остерегаться греко-восточных учителей, попов, купцов, богатых ремесленников и крестьян и вообще интеллигенции, чтобы не выдавать им сертификаты, за исключением случаев, когда их личная добродетель действительно доказана, поскольку принципиальная позиция правительства заключается в том, чтобы не выдавать этим лицам сертификаты»; «Эти инструкции обязательны для всех крупных приходов на территории Независимого Государства Хорватия, за исключением большого прихода Гора и большого прихода Крбава Псат. В этих приходах великие префекты по согласованию с усташскими лагерями и лагерями могут издавать соответствующие инструкции для своего района в соответствии с ежемесячными случаями». Итак, сербская интеллигенция, священники, учителя, клерки, торговцы и багатые крестьяне «не нужны». В НГХ законодательно запрещаются кириллица, название «сербско-православная вера» (вместо этого вводится «греко-восточная вера» и оскобительное название «греко-восточняки»)[5].

Здесь следует отметить: целью НГХ не являлось перекрещивание, переход, сербов из православия в католицизм. Указанные законы и законодательные акты светской и церковной власти НГХ, наоборот, максимально затрудняли переход. Сербы были «не нужны» именно как сербы, как экзистенциальная угроза хорватам, национальный облик которых сформировала политика правашей, а также их патронам – тогда в виде Австрии, Венгрии и Св.Престола, во Второй мировой войне патроном становится Третий рейх Адольфа Гитлера. Сербов нужно было как можно больше истребить. То есть речь шла не только о лишении сербов права национальной индивидуальности в виде главного – православия, но об их дегуманизации. Праваши и не могли создать действительно осмысленный национальный проект, поскольку у него отсуствовало как территориальное, так и собственно этническое наполнение. Абстрактные территориальные конструкции, объединившие Гражданскую (состоящую из трех миниатюрных областей) Хорватию, Славонию, Далмацию, Боснию и Герцеговину в «Великую Хорватию» в национальном плане «наполнило» решение Первого общехорватского католичсекого конгресса 1900 г., постановившего, что хорватами являются все католики. Это точка невозврата. Традиционная политика римско-католической церкви со всеми «прелестями» обращения в католицизм (огнем и мечом, с низведением «схизматиков» до неких низших существ, с утверждением ложного тезиса о преобладании западной цивилизационной модели над восточной) обрела вид геокультурного и геополитического проекта. До НГХ оставалось всего несколько технических шагов.

[1] Аралица Ђуро Усташки покољи Срба у глинској цркви Београд: Музеј жртава геноцида, 2010 (Београд: Жиг). URL: https://www.muzejgenocida.rs/images/izdanja/Aralica,%20Djuro,%20Ustaski%20pokolji%20Srba%20u%20glinskoj%20crkvi.pdf

[2] Аралица Ђуро Усташки покољи Срба у глинској цркви Београд: Музеј жртава геноцида, 2010 (Београд: Жиг). URL: https://www.muzejgenocida.rs/images/izdanja/Aralica,%20Djuro,%20Ustaski%20pokolji%20Srba%20u%20glinskoj%20crkvi.pdf

[3] Аралица Ђуро Усташки покољи Срба у глинској цркви Београд: Музеј жртава геноцида, 2010 (Београд: Жиг). URL: https://www.muzejgenocida.rs/images/izdanja/Aralica,%20Djuro,%20Ustaski%20pokolji%20Srba%20u%20glinskoj%20crkvi.pdf

[4] Аралица Ђуро Усташки покољи Срба у глинској цркви Београд: Музеј жртава геноцида, 2010 (Београд: Жиг). URL: https://www.muzejgenocida.rs/images/izdanja/Aralica,%20Djuro,%20Ustaski%20pokolji%20Srba%20u%20glinskoj%20crkvi.pdf

[5] Аралица Ђуро Усташки покољи Срба у глинској цркви Београд: Музеј жртава геноцида, 2010 (Београд: Жиг). URL: https://www.muzejgenocida.rs/images/izdanja/Aralica,%20Djuro,%20Ustaski%20pokolji%20Srba%20u%20glinskoj%20crkvi.pdf

[6] Аралица Ђуро Усташки покољи Срба у глинској цркви Београд: Музеј жртава геноцида, 2010 (Београд: Жиг). URL: https://www.muzejgenocida.rs/images/izdanja/Aralica,%20Djuro,%20Ustaski%20pokolji%20Srba%20u%20glinskoj%20crkvi.pdf

[7] Аралица Ђуро Усташки покољи Срба у глинској цркви Београд: Музеј жртава геноцида, 2010 (Београд: Жиг). URL: https://www.muzejgenocida.rs/images/izdanja/Aralica,%20Djuro,%20Ustaski%20pokolji%20Srba%20u%20glinskoj%20crkvi.pdf

[8] Аралица Ђуро Усташки покољи Срба у глинској цркви Београд: Музеј жртава геноцида, 2010 (Београд: Жиг). URL: https://www.muzejgenocida.rs/images/izdanja/Aralica,%20Djuro,%20Ustaski%20pokolji%20Srba%20u%20glinskoj%20crkvi.pdf

[9] Аралица Ђуро Усташки покољи Срба у глинској цркви Београд: Музеј жртава геноцида, 2010 (Београд: Жиг). URL: https://www.muzejgenocida.rs/images/izdanja/Aralica,%20Djuro,%20Ustaski%20pokolji%20Srba%20u%20glinskoj%20crkvi.pdf

[10] Živojinović D. i Lučić D. Varvarstvo u ime Hristovo, Beograd, 1988. S. 134.

[11] Аралица Ђуро Усташки покољи Срба у глинској цркви Београд: Музеј жртава геноцида, 2010 (Београд: Жиг). URL: https://www.muzejgenocida.rs/images/izdanja/Aralica,%20Djuro,%20Ustaski%20pokolji%20Srba%20u%20glinskoj%20crkvi.pdf

[12] Др Ђуро Затезало: Покољ у Садиловцу на Кордуну [Электронный ресурс]// Savez Srba iz regiona. URL: https://ssr.org.rs/dr-djuro-zatezalo-pokolj-u-sadilovcu-na-kordunu/

[13] Др Ђуро Затезало: Покољ у Садиловцу на Кордуну [Электронный ресурс]// Savez Srba iz regiona. URL: https://ssr.org.rs/dr-djuro-zatezalo-pokolj-u-sadilovcu-na-kordunu/

[14] Др Ђуро Затезало: Покољ у Садиловцу на Кордуну [Электронный ресурс] // Savez Srba iz regiona. URL: https://ssr.org.rs/dr-djuro-zatezalo-pokolj-u-sadilovcu-na-kordunu/

Историчар и аналитичар. Дипломирала: Ломоносов Универзитет, Историјски факултет, катедра историје Јужних и Западних Словена. Магистар историјских наука (PhD). 12 година радила као научни сарадник у Институту за словенске студије Руске академије наука, 4 године предавала у Универзитету за међународне односе (МГИМО (У) МИД РФ). Бивши главни уредник сајта и руководиоц српског филиала Фонда Стратешке културе. Главни уредник Српског става. Доцент Московског хуманитарног универзитета.