
На севере нашей страны возвышается грандиозный памятник – новгородский монумент «Тысячелетие России», который отображает все основные исторические персонажи, за исключением одной всем известной личности, ежегодно привлекая внимание сотен тысяч туристов.
Есть ещё один памятник, посвященный только одному человеку, который заслуживает не меньшего внимания, этот памятник находится на Новодевичьем кладбище и посвящен он Никите Сергеевичу Хрущеву. Его надгробие выполнено в оригинальном стиле, черно-белые тона несут определенную смысловую нагрузку. Цвет, по мнению автора Эрнста Неизвестного, должен отображать противоречивые качества бывшего руководителя страны. Если черные и белые обрамления, сложенные из монументальных блоков, равны и в соответствие с логикой автора все хорошие и плохие качества уравновешены, то сама голова – темного цвета, и здесь автор, скорее всего, интуитивно, подчеркнул сущность своего персонажа. Но не будем торопиться с далекоидущими выводами, а будем опираться только на известные на сегодняшний день знания.
На первый взгляд нет никакой связи между величественным архитектурным сооружением и скромной композицией памятника, да и роль в истории России Хрущева (1894-1971) вряд ли кто может сопоставить с деяниями Петра Великого (1672-1725), о котором большинство населения страны знает как о выдающемся государственном деятеле, определившем направление развития России в XVIII в.[1] Поправим Википедию, на самом деле, в течение двух веков. Два века – колоссальный срок, который закончился 26 октября 1917 г.
И, казалось бы, где здесь Никита Сергеевич, появившийся на свет через семь поколений, с всего лишь одиннадцатилетним руководством страны с 1953 по 1964 гг.?
А дело в том, что правление этого человека явились кульминационной точкой наступления нового исторического этапа для России, и касается каждого из нас. Оно продолжается и в настоящее время, и момент его окончания может стать завершением истории нашей страны.
В дореволюционном периоде мы можем найти пример построения нового государственного строя и, самое главное, новых отношений между разными классами когда-то единого народа, связанный с Петром Великим. Петр сумел разделить народ на благородных (дворян), которые освобождались от государственных повинностей, и на подлых (крестьян), попавших в полную зависимость от правящего класса.
В этом отношении Петр являлся продолжателем дела своего отца Алексея Михайловича, когда по Соборному Уложению 1649 г. крестьяне прикреплялись к земле, с запрещением переходов. Это запрещение отдавало крестьян в полное распоряжение землевладельцев, не определив при этом их взаимных прав и обязанностей.
Следствием этих неопределенностей стало то, что владельцы распоряжаются живущими на их землях крестьянами так, как будто эти крестьяне и по закону их полная собственность. Землевладельцы меняются ими, передают в приданое, по завещанию; начинается даже продажа крестьян, сначала прикрываемая кое-какими формальностями, а вскоре совершенно откровенная[2].
Тяжелейшее положение крестьян создало условия для возникновения волнений и бунтов, распространившихся на всю страну и ставших чрезвычайными при мятеже Разина. Власть подавляла беспорядки реками крови.
При Петре злоупотребления властью усиливается до бесчеловечных отношений. Особенно возрастает торговля людьми. Она принимает такие размеры, что даже Петр чувствует себя бессильным искоренить куплю-продажу людей. Осуждая в одном указе 1721 года продажу крестьян, «кто похочет купить, как скотов», Петр сомневается в возможности прекратить ее, но, предписывая «оную продажу людям пресечь», оговаривается, что «ежели невозможно того вовсе пресечь, то хотя бы, по нужде, продавали целыми фамилиями, или семьями, а не врозь, чего во всем свете не делается»[3].
Петр с отцом стали создателями огромного неравенства во взаимоотношении основных сословных групп русского общества – дворянства и крестьянства. Это время характеризовалось господством и постоянным расширением крепостного права, которое становится основой всей хозяйственной жизни России.
Существовала еще одна многочисленная категория поданных, ставших изгоями во время правления отца Петра Великого, а затем оскорбленных и униженных Петром, всегда изобретательного в средствах глумления. Это были старообрядцы, из среды которой вышли влиятельные и авторитетные промышленники, которые возненавидели царскую власть со всей династией Романовых.
Что же сделал Петр по государственному переустройству? Пересоздал государственный и общественный строй Московской Руси по образцу существовавшего в то время на Западе полицейского государства, когда громадное большинство крайне враждебно относилось к ломке своих вековых порядков[4].
В результате мы получили «исключительный бюрократизм разных видов и полное отстранение нации от всякого присутствия в государственных делах делают из якобы «совершенных» учреждений Петра нечто в высокой степени регрессивное, стоящее и по идее и по вредным последствиям бесконечно ниже московских управительных учреждений»[5].
Старая московская, национальная, демократическая Русь, политически стоявшая безмерно выше всех современных ей государств мира, петровскими реформами была разгромлена до конца. Были упразднены: и самостоятельность Церкви, и народное представительство, и суд присяжных, и гарантия неприкосновенности личности, и русское искусство, и даже русская техника: до Петра Москва поставляла всей Европе наиболее дорогое оружие. Старо-московское служилое дворянство было превращено в шляхетский крепостнический слой. Все остальные слои нации, игравшие в Москве такую огромную национально-государственную и хозяйственно-культурную роль: духовенство, купечество, крестьянство, мещанство, пролетариат (посад), были насильно отрешены от всякого активного участия во всех видах этого строительства[6].
Произошло коренное переустройство не только государственных учреждений, но самое чувствительное для будущего страны – отчуждение правящего класса от народа России. Для этого необходимо было хорошо постараться и Петр сделал все возможное для его перерождения.
Самое парадоксальное, что класс «благородных», созданный императором Петром, стремился не только по своему усмотрению возводить на трон царей, но и уничтожить монархию как форму правления. Наследники петровской гвардии, цвет шляхты, совершает государственные перевороты в России в течение целого столетия с 1725 по 1825 гг. и, наконец, высший генералитет окончательно добивает царскую Россию в марте 1917 года.
Гвардия – это та сила, которая физически отстраняла или ликвидировала неугодного им монарха, а для создания необходимого общественного мнения активно подключались «птенцы петровского просвещения» – российская интеллигенция, воспитанная в духе западных либеральный идей, от души ненавидящая исконно русское государственное устройство и еще больше духовные и нравственные ценности русского народа. По своей натуре экзальтированные и криводушные, целенаправленно поддержанные средствами массовой информации, оставляли в тени истинных интеллектуалов и создавали искривленное представление об образованном классе страны.
Ярчайшими и показательными представителями интеллигенции являлись:
Карамзин Н.М. – сочинитель российской истории, благодаря которому династия Романовых «забыла» или «постеснялась» включить в памятник «Тысячелетие России» царя, с именем которого связан разгром разбойных улусов на Востоке и Юге России и ликвидация на Западе России агрессивного Ливонского ордена, без которого никаких Романовых не было бы на троне, как и страны, ставшей при Иване Грозном русской Империей. Для очернения грозного для врагов царя, Карамзиным была использована вся дезинформация католической церкви, преследующей цель дискредитации нашей страны.
Самое удивительное, что практически ежегодно, начиная с приснопамятной даты 1991 г., историческое сочинение Карамзина практически ежегодно выпускается в России. Сочинение с недостоверными и устаревшими сведениями массово распространяются в печатном виде и пропагандируется свободной энциклопедией через интернет чрезвычайно высоким слогом: «Благодаря своим высоким литературным достоинствам в сочетании с научным педантизмом эта книга оказалась чрезвычайно востребованной широкой образованной публикой и, как следствие, способствовала становлению национального самосознания»[7].
Через двести с лишним лет говорить о каком-то научном педантизме? Или историческая наука у нас со времен Карамзина не продвинулась ни на шаг, или она полностью отсутствует в настоящее время. А наиболее выдающиеся и «образованные последователи, с национальным самосознанием», распространяли лживые слухи о продажной власти в России и боролись с ней, применяя самые непотребные методы, во время судьбоносной для державы Первой мировой войны.
Это были интеллигенты, достигшие высоких постов, такие как Родзянко М.В., награжденный орденом Почетного легиона – высшим знаком отличия, почета и официального признания особых заслуг во Франции, председатель государственной думы 1911-1917 гг., который заявлял, что» бороться во имя интересов России можно только террористическими актами…»[8], имея ввиду борьбу террором против существующей власти России во время мировой бойни. Сделал всё возможное чтобы посредством лживых сведений и инсинуаций был осуществлен государственный переворот.
Другой интеллигент, почетный доктор Кембриджского университета – Милюков П.Н., лидер кадетской партии, заявил в Государственной думе о «глупости или измене», воспринятой обществом как обвинение против императрицы. Никаких оснований для таких обвинений не было, и являлось провокационным и подстрекательным заявлением для общественных кругов России[9].
Поддержанные единомышленниками, они сделали все возможное для дискредитации армии и царя.
Что они хотели и чего добились? По их мнению, желали только блага для России, путем построения в стране западно-европейской модели правления и западно-европейских порядков. Это была цель образованных, хорошо воспитанных людей практически с европейским образованием, которое получали в государственных университетах России, и в дополнение – в лучших европейских высших учебных заведениях. Полные последователи западноевропейского курса Петра.
Что они видели и с кем общались? Видели красоту обустроенного буржуазного мира с великолепными дворцами и парками, знакомились с высочайшей культурой, общались с интеллектуальной элитой и изысканным правящим классом.
Хотели того же в России, в то время когда по воспитанию были изолированы от неё с младенческих пеленок и поэтому не знали ни своей страны, ни своего народа. Не знали своей истории, а если и знали, то только в искаженном представлении российских историков европейской закваски. В тоже время прекрасно знали историю западноевропейских стран, где видели образцы для подражания и считали, что для обновления русской народной жизни необходимо осуществить переход к западной конституционно-монархической модели правления по образцу конституционных государств.
Удачно выбрали время для переворота, когда все силы государства и народа были направлены на борьбу с вековым врагом – германским экспансионизмом, а себе на уме отпрыски шляхты и вечно недовольная властью интеллигенция смогли, располагая временем и денежными средствами, реализовать свои замыслы.
Правда, не смогли найти замену Николаю II, согласного перейти на новую модель правления, но и это не повод для расстройства – можно обойтись и без монарха, когда лучшая сила – российская элита, совершившая государственный переворот, собрана во Временном правительстве и поддержана высшим командованием армии. Страна, освобожденная наконец от «деспота», должна была, по их убеждению, одержать победу в войне и создать условия для процветания России.
Все иллюзии рухнули в первые дни после насильственного отречения самодержца. Солдаты и большинство младших офицеров на фронте молчанием и сожалением выразили свое отношение к происходящим событиям[10]. Это было не просто молчание, это была оглушающая тишина, которая заставляет осторожных как можно быстрее найти укрытие и уйти от беды. И это было то сожаление, которое не оставляло никакого доверия и никакого почтения к изменившим присяге.
А далее бесконечные митинги, приветствия, марши и оркестры в тылу, в столице и прокатившаяся «бескровная» революция по городам и весям России, с установлением новой власти. И неожиданно, в течение всего нескольких месяцев, полная потеря управления в стране, несмотря на такую надежную опору, как класс промышленников-капиталистов из старообрядцев, занявших главные министерские посты во Временном правительстве.
Причина – не знали и не умели управлять государством, не знали и не умели разговаривать с народом, а все попытки перестановок в правительстве заканчивались неудачей, с завершающей катастрофой для заговорщиков и сочувствующих.
Народу не нужны были ни дворяне, ни промышленники-капиталисты, ни демагоги интеллигенты, поэтому эфемерная власть временных завершилась очередным переворотом или что более верно по сущности – Великой Октябрьской революцией.
Закончилось противостояние основных сословных групп русского общества уничтожением дворянства. Негласная война, которая длилась столетиями завершилась. Сколько было потрачено сил, сколько горя и страданий испытали люди всех сословий. Крестьянские восстания неоднократно потрясали Россию, ослабляя не только крепостников, но и разрушая хозяйственную жизнь страны. Необходимо было выбираться из под завалов обрушившегося строя и строить государственность на новых началах.
Стране пришлось пережить тяжелейшую гражданскую войну, разруху и голод. Но она сумела восстановиться и успешно развиваться до второй мировой бойни, которая заранее была запланирована и осуществлена.
В дальнейшем произошли всем известные события: величайшая победа в Великой Отечественной войне и эффективное восстановление и развитие народного хозяйства с опорой на творческий потенциал народа.
А дальше свершилось немыслимое – крутой разворот страны.
Для окончательного государственного переустройства и был позаимствован опыт из далекого прошлого. Страна с ускорением устремилась в катастрофу…
[1] ru.wikipedia.org > Петр I
[2] С. Князьков. Очерки из истории Петра Великого и его времени. Репринтное воспроизведение издания 1914 г. Издательское объединение «Культура». 1990. С. 370.
[3] Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. Репринтное воспроизведение издания 1914 г. Издательское объединение «Культура». 1990. С. 378.
[4] Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. Репринтное воспроизведение издания 1914 г. Издательское объединение «Культура». 1990. С. 154.
[5] Лев Тихомиров Т. 2. С. 163.
[6] Солоневич И.Л. Народная монархия. Москва: «Феникс», 1991. С. 17-18.
[7] ru.wikipedia.org > История государства Российского.
[8] Крушение империи (Записки председателя Русской Государственной Думы) М.В. Родзянко // Архив русской революции. Москва: «ТЕРРА» – «TERRA» ПОЛИТИЗДАТ, 1991. Т. 17. С. 153.
[9] Деникин А.И. Очерки русской смуты. Крушение власти и армии. Февраль – сентябрь 1917 г. Москва: «Наука», 1991. Репринтное воспроизведение. С. 105-106.
[10] Верховное командование в первые дни революции // Архив русской революции. Москва: «ТЕРРА» – «TERRA» ПОЛИТИЗДАТ, 1991. Т. 16. С. 286-287.