В последнее время в ряде европейских держав, например, в прибалтийских странах, на Украине и др. наблюдается процесс оправдания нацизма. Но особенно ярко это проявляется в Хорватии – стране, неоусташское руководство которой начиная с Хорватского демократического союза и его лидера Франьо Туджмана открыто подтверждало связь самостоятельной Республики Хорватия с Независимым Государством Хорватия (НГХ, 1941-1945). Последующая правящая гарнитура от Туджмана не отставала, сейчас в Хорватии вычищаются последние следы пребывания сербов на этой земле, число их не превышает статистическую погрешность, и то это в основном пожилые люди, желающие провести оставшиеся годы у очагов предков. А Хорватия по-прежнему легитимизует нацистское прошлое и настоящее посредством учебников, научной, публицистической литературы и пропаганды, цементируя культурно-политическую модель государственности, основанной на геноциде.
Когда речь заходит о хорватском нацизме периода Второй мировой войны, то как правило, его самым ярким символом считается система концентрационных лагерей (точнее, лагерей смерти) Ясеновац. Однако Ясеновац – лишь одно из средоточий усташских массовых преступлений. Печальная и устрашающая истина заключается в том, что подобными местами было пронизано все т.н. Независимое Государство Хорватия.
Следующая не менее обескураживающая истина заключается в том, что, как мы многократно отмечали в статьях, опубликованных на сайте «Наука. Вера. Культура», усташское нацистское государство не являлось ни случайным, ни единственным проявлением хорватской политики, как в виде светских движений (самой массовой в межвоенный период Крестьянской партии Степана Радича и сменившего его Влатко Мачека), так и ее клерикального крыла начиная от Джаковского архиепископа Й.Ю.Штроссмайера, Боснийского архиепископа и праваша-клерикала Й.Штадлера и его наследника, также праваша-клерикала И.Шарича и, наконец, Загребского архиепископа А.Степинца. Особым, третьим направлением, является «отец хорватской нации» расист и сербофоб в патологической степени Анте Старчевич и созданная им Партия права (праваши). Старчевичу наследовал Й.Франк, создавший Чистую партию права (франковцы). Праваши и франковцы стали инициаторами сербских погромов в 1895 г. в Загребе, в 1899, 1902 и 1914 гг. в Боснии и Герцеговине и других регионах двойной монархии, а в 1905 г. создали план этнической чистки этих территорий от сербов, который поддержало австро-венгерское командование. Из партии права – самых экстремистских франковских рядов – вышел Анте Павелич, основавший усташское движение и ставший фюрером (поглавником) НГХ.
История ясно доказывает: это проект геноцида, в котором, несмотря на различия, неразделимым образом переплелись все три указанные ветви хорватской политики. Неразрывное единство правашей-франковцев и усташей оформили современный хорватский национализм, нашедший практическое выражение в период Второй мировой войны и создавший государство, реализовавшее теоретическое наследие Старчевича. Реализация носила характер тотальной операции по истреблению православных сербов, а также евреев и цыган, оказавшихся на территории НГХ. Два главных тезиса определяли идеологическое обоснование усташей, перенятое у Старчевича: во-первых, хорваты – не славяне, их основным историческим врагом как раз являются славяне, панславянские движения и, в первую очередь, сербы. Во-вторых, базовым компонентом всех хорватских движений и партий, независимо от идейной окраски, являлось убеждение в непреодолимом культурном превосходстве «просвещенных католиков» перед «отсталыми схизматиками», что оформилось в доктрину усташского христианства – «мрачное средневековое восприятие христианства, фанатичную и кровавую расово-религиозную идеологию, которая на практике опиралась на полную поддержку Гитлера, косвенное соучастие Муссолини и молчаливое одобрение Ватикана»[1].
Перед началом Второй мировой войны в хорватском общественном дискурсе утрачивается даже видимость политических или научных дебатов, политическая жизнь предельно сузилась, нацелившись на мысль о невозможности совместного проживания с сербами, единственно мешающим хорватам-католикам осуществить свои многовековые мечты о «национальном освобождении». При этом любая правашско-усташская и современная неоусташская пропаганда «забывает» тот факт, что хорватская же аристократия буквально продала свою государственность Венгрии в 1102 г. и больше ее так и не смогла вернуть, кроме как кровью и неизмеримыми жертвами сербов в Первой мировой войне, создавших с хорватами единое государство и более чем благородно «вытащивших» хорватов из опасности расплачиваться со странами-победительницами.
После военного поражения и подписания акта о безоговорочной капитуляции (17 апреля 1941 г. ) Югославия перестала существовать как государство. Большая часть Сербии стала германским протекторатом, а на территории Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины и части Далмации было образовано НГХ. Его западная часть находилась под итальянским контролем, а восточная – под немецким. Государство насчитывало примерно 6 млн чоловек, из которых 2 млн – православных сербов.
Пожалуй, одним из самых невероятных свидетельств являются слова главы Третьего рейха Адольфа Гитлера, который о хорватах отзывался как «не имеющих никаких понятий о государственности, и никогда не будут их иметь, поскольку за 500 лет им не удалось развиться в государство». Решение хорватского вопроса он видел в инкорпорировании хорватов в Третий рейх, при этом, в отличие от хорватов, за сербами он признавал «способность иметь и обеспечивать государство», хотя «они всегда будут отстаивать великосербскую идею, вследствие чего немцы остаются противниками Сербии», однако хорваты для него были «низшей расовой ценности, над которыми немцы призваны править»[2]. Гитлеру вторило Германское военное командование, представители которой отмечали, что «усташам никак не удается самим и без чьей либо помощи создать государство», «хорваты неспособны в своем государстве обеспечить порядок», у хорватских подразделений «слабая мораль и низкая боеспособность»[3]. Неудивительно, что и в духовной сфере усташам нужна была опора, что и подтвердил министр образования и веры НГХ Миле Будак в своем выступлении в Броде-на-Саве 15 июня 1941 г.: «Было необходимо создать усташскую организацию. И случилось то, что вы, вероятно, не поняли. В села и города прибывали разные усташи, которые как католические священники под мантиями носили все, что нужно и готовили народ. Мы расширяли усташскую ярость по всей Хорватии, и, когда пробил час, наши друзья немцы и итальянцы нашли нас не только готовыми, но уже почти освободившимися»[4].
Донесения с мест, которыми располагало югославское правительство, свидетельствовали о том что после создания Хорватской Бановины (1939) „Католическая церковь во всей Хорватской бановине очень сильна, одними методами она работает как в городах, так и селах“, она борется „против коммунистов и против попыток Мачека урезать ее огромную власть. Все указания исходят из Рима, они все полностью и последовательно исполняются. Епископы расширяют в народе Католическую акцию по максимуму, предписывают всем католикам объединяться вокруг хорватского митрополита Степинца и верно покориться своей матери Ватикану“[5]. Марк Аурелио Ривелли, автор знаменитой монографии «Архиепископ геноцида: монсеньор Степинац, Ватикан и усташская диктатура в Хорватии 1941-1945» (Москва, 2011) указывает на «трехсоставной мотор» в модели геноцида: католический священник, усташский боевик и нацистский солдат. Не лишним будет заметить, что сам Анте Павелич посещал францисканскую гимназию в Травнике, которая наряду с иезуитской гимназией в Широком Бреге (БиГ) „выпустили“ значительное число ключевых функционеров НГХ. Итак, весь спектр хорватской политики к апрелю 1941 г. свелся к комбинации геноцида с католицизацией.
Практически сразу после провозглашения создания НГХ (10 апреля 1941 г.) в деревнях в окрестностях г. Беловара усташи совместно с членами Хорватской крестьянской партии В. Мачека арестовали примерно 300 сербских крестьян и всех их убили в Гудоваце 28 апреля. Убийство в Гудоваце считается днем первой массовой резни сербов в НГХ. Боевые подразделения партии Мачека – Крестьянская и Гражданская защита – позволили усташам взять и удержаться у власти, изначально стали первой вооруженной силой НГХ, ликвидируя очаги сопротивления югославской армии. Подразделения Мачека также в первые турбулентные для НГХ дни служили надежной защитой и позволили, собственно, усташам перейти к массовому террору, а члены партии Мачека в большинстве своем заполнили сабор (парламент) Анте Павелича. Это также указывает на «культурологическую» преемственность хорватских партий независимо от публичных программ.
Затем усташи приступили к убийствам сербов по всей Бании, Кордуне, Лике, Боснийской Краине, Восточной Боснии, Герцеговине. Но для того, чтобы физически ликвидировать большую массу людей, их нужно где-то собрать – так появился план «сборочных центров», который включил г. Госпич, где крупная железнодорожная станция-развязка существовала еще со времен Австро-Венгрии. Оттуда арестованные сербы в транспортных вагонах (в которых забивали до 90 человек) без воды и пищи доставлялись в окрестности деревни Ядовно (горный массив Велебит), по имени которой получило название следующая особая система массового уничтожения – лагерь Ядовно. Об этом лагере известно очень мало, в частности, то, что предварительно усташи вдоль следования будущих колонн арестантов по бездорожью в несколько рядов протянули колючую проволоку. Известно также, что из этого лагеря практически никто не выжил.
Поясним подробнее, в чем заключалась особенность лагеря Ядовно. Горный массив Велебит (область Лика, историческая сербская Военная граница) был выбран в качестве будущего «вечного города» сербов еще в 1930-х годах, когда эксперты Загребского университета подсчитали, что в карстовых провалах может «разместиться» около миллиона сербов. Горный массив Велебит совершенно официально изучался членами спелеологической секции студенческого альпинистского общества, которым даже помогало Министерство обороны Югославии, которое хотело подробно изучить этот горный хребет на случай войны с Италией. Возглавлял эти «исследования» учитель Рудольф Руде-Ритц, о его задачах красноречиво говорит тот факт, что министр внутренних дел НГХ сразу после его провозглашения назначил его начальником фильтрационного лагеря Госпич. Ближайшим соратником Ритца был римо-католический священник Йосип-Йоле Бульянович (Josiop-Jole Buljanović), который после окончания войны начнет кампанию по прославлению преступников усташей как «антикоммунистических борцов-хорватов»[6]. В 1936 г. Анте Павелич еще из Италии приказал составить «списки приоритетов «для поездки в «воздушный санаторий Ядовно» сербов – государственных служащих, владельцев банков, заводов, магазинов и недвижимости[7].
Деревня Ядовно находилась в окрестностях г. Госпича. Лика была приграничной зоной с Италией, а г. Задар был центром итальянского управления в Далмации. Поэтому одна из первых региональных организаций террористов усташей была создана именно в Госпиче – с опорой на итальянскую администрацию в Задаре, но при прочных связях с «головной» загребской организацией, где доминировали личские усташи[8].
Далее клерофашистское НГХ приняло расовые законы для сербов и развернула преступление геноцида против сербов, евреев и цыган.
Уже в конце апреля 1941 г. сербы со всего пространства только что созданного НГХ, от Сремских Карловцев до Мостара, сербские чиновники, полицейские, жандармы, учителя, особенно сербские добровольцы Великой войны, встретили здесь, на Велебите, в лагере Ядовно, свой ужасающий конец. Эта фабрика смерти работала без простоев, являясь своего рода «школой массовых убийств», где молодые усташи учились убивать сербов ножами, молотками, топорами, а карстовые разломы возле лагеря, заросшие густыми буковыми и грабовыми лесами, служили естественными гробницами. Свидетелей происходящего не было – редкие селения от этих глухих мест находились вдалеке, а случайные прохожие здесь не могли оказаться[9].
«Филиалом» лагеря Ядовно стали два лагеря на острове Паг, мужской в Слане и женский и детский в Метайне. В комплексе лагерей Ядовно-Госпич-Паг погибло, как установлено на сегодняшний день, 42 123 человек, из них сербов 38 010 человек, евреев 1 988 человек. Только в одном из исследованных карстовых провалов – «Шарановой яме» – было убито от 9 000 до 11 000 невинных сербских жертв[10]. В «Ярчевой яме» был убит Горнокарловацкий епископ Савва Трладжич, доктор юридических наук Загребского университета, который дал объективный экспертный анализ опасностей, заключающих в проекте Конкордата между Ватиканом и Королевством Югославия. Сразу после провозглашения НГХ владыка был заключен под арест в епископальной резиденции в Плашке, где его пытали вернувшиеся из Италии усташи, а затем отправили в Госпич к «учителю» Ритцу и римо-католическому священнику Йоле на мученическую смерть[11].
Большинство карстовых разломов Велебита, подчас без преувеличения, бездонных, так никогда и не были изучены. После войны коммунистическая власть Хорватии способствовала вырубке лесов на Велебите – так, чтобы изменить визуальный образ местности. Сейчас изучению карстовых разломов препятствуют власти Хорватии, прямо заявляя, что «не могут этого сделать из-за своих граждан, которые не готовы и не хотят этого принимать»[12].
Лагеря на Паге были созданы 25 июня 1941 г. и в течение 132 дней «работали» без перерыва. На остров Паг задержанных из сборного лагеря в Госпиче доставляли из Карлобага через так называемые Велебитские ворота. Первыми жертвами стали евреи из Загреба, а затем были привезены сербы и евреи из разных регионов. Первый хорватский усташский лагерь для женщин и детей был создан на Паге около населенного пункта Метайна. Для этих целей служила начальная школа, и сегодня она находится в том же здании, под названием ОШ (Основная школа) А. Г. Матош. В лагере Метайна пытками и убийствами руководил Макс Очич из Загреба. Одна из выживших женщин, Надежда Фейерайзен, свидетельствовала о массовых убийствах и изнасилованиях. Йосип Даткович из Барбата, охранник лагеря, впоследствии указал, что «усташи отделяли молодых женщин и девочек, еврейских и сербских женщин, от их мужей и отцов и отвозили их в Метайну с гнусным намерением с самой грубой силой удовлетворить свои животные инстинкты». Йосо Орешкович, гимназист из Госпича, свидетельствовал о визите начальника Ясеновца Макса Любурича в лагеря на Паге, после которого «все море вокруг Пага было красным от крови». Он также показал, что Любурич прямо перед ним «убил ребенка и заставил его другого убить ногой», потому что «сербы, евреи и коммунисты не люди, а звери»[13]. Извращенные пытки над беззащитными жертвами, включая детей, заключались в голоде, и, чтобы женщины и дети как можно больше страдали, им давали соленую рыбу, а в самую жару им отказывали в воде, поэтому они мучительно умирали от жажды. Второй лагерь был мужской, в местечке Слана.
Оба лагеря были расформированы, когда с одной стороны, июльское восстание краинских сербов прервало дальнейшую «безопасную доставку сербов и евреев» по железной дороге, а с другой – в августе итальянское командование, до которого дошли вести о злодеяниях усташей, приняло решение вернуть контроль над Второй оккупационной зоной, в которую входил Паг. Итальянцы остановили перевозки и «работу» лагерей на Паге. Однако усташи успели последних 2123 заключенных мужчин перебросить в лагеря Ястребарско и Ясеновац, они стали первыми заключенными Ясеновца. Командование пятого итальянского корпуса приказало провести на Паге санацию территории, эксгумировать и сжечь трупы. В ходе этих работ только в одной из братских могил было обнаружено 791 тело, из которых 293 женщины, 91 ребенок в возрасте от пяти до 14 лет и один ребенок в возрасте пяти месяцев. Наибольшее количество трупов оказалось в море[14]. Всего в лагере Метайна было убито не менее 8 020 сербов и евреев, сербов немногим более 7000 сербов, но точное количество жертв неизвестно, установлено лишь примерно число прошедших через Паг – около 16 000 заключенных, выжили несколько человек[15].
Итальянцы начали спасать сербов – лечили, кормили, обеспечивали убежище. Итальянские военные были потрясены зверствами хорватов против сербов, которые оправдывались «местью за все, что им пришлось вытерпеть в Югославии», и эта месть выглядела шокирующе. По словам итальянского офицера Аймоне Финестры, «километры около Грачаца были пустошью, живых сербов не было, все было сожжено и разграблено. Везде царила мертвая тишина», «очень быстро мы поняли, кто здесь на самом деле жертвы… детей и женщин убивали только за то, что они сербы»[16].
Итальянская армия сформировала официальную комиссию для расследования усташских зверств, тогда появилась первое официальное свидетельство итальянского доктора, командира санитарной секции, Санто Стацци. Он детально описал состояние обнаруженных тел и способ доставки сюда сербов – через Госпич, «в грузовых вагонах, с отношением хуже, чем к скоту»[17]. Санто Стацци так описывал обнаруженное в Слане: «Зрелище было ужасающим. Когда мы убрали камни, в нескольких сантиметрах под землей на свет показались многочисленные руки, часто связанные кабелями, ноги босиком или с носками, головы… По расположению трупов можно сделать вывод, что заключенные, связанные по двое или трое, сначала вырыли ямы, а затем были расстреляны над теми же ямами или прикончены холодным оружием… Ямы были закопаны поспешно, пока все жертвы еще не умерли, это показывает трагическое выражение лица большинства трупов»[18]. Наибольшее количество жертв «было привязано к большим камням и брошено в море, но многие покончили с собой, умышленно утонув»[19]. «Вытаскивать трупы из гробниц было мучительно, потому что они были расположены не в каком-то порядке, а сложены, с опущенными головами, со скрученными конечностями. В некоторых местах трупы лежали даже в пять слоев друг над другом, в других местах их было меньше, в зависимости от того, насколько позволяла глубина ямы с каменистым дном. У всех трупов мужчин были связаны верхние и нижние конечности. Рядом с ямой были обнаружены гильзы, винтовочные боеприпасы, а на многих трупах можно было заметить смертельные ранения от холодного оружия, в том числе на груди, спине и шее. В одной яме мы нашли только убитых женщин и детей, в других – мужчин, женщин и детей»[20].
Учитывая, что в Ястребарско и Ясеновац «попали» только мужчины, мог возникнуть вопрос – а что же стало с заключенными женщинами и детьми? Ответ дал Санто Стацци: усташи, заметая следы своих преступлений, их просто-напросто всех перебили, расстреляв из автоматов, добивая холодным оружием и сбрасывая трупы (или еще живых людей) в море. Могил, памятников или хотя бы мемориальных плит на Паге нет и по сей день. Сербы-потомки жертв трижды пытались установить памятную доску у входа в бухту, но каждый раз она была разбита. Сейчас на месте чудовищных преступлений возведен православный крест[21].
Создание НГХ, напомним, было провозглашено 10 апреля 1941 г., а в начале мая 1941 г. в Госпиче Миле Будак сделал заявление о том, что в качестве окончательного решения «сербского вопроса» в НГХ «треть сербов будет убита, треть изгнана, а треть переведена в католицизм». В настоящее время хорватские ревизионисты настойчиво доказывают, что нет документального подтверждения этих слов Будака. Однако, как указывает современный сербский исследователь Владимир Фролов, «в документах правительства Милана Недича сохранилось заявление двух сербских молодых людей, которые в начале мая 1941 г. в Госпиче слушали речь Миле Будака и процитировали его слова, которые были включены также Меморандум Сербской Православной Церкви, адресованный правительству в изгнании. Молодые люди-свидетели из Госпича бежали благодаря итальянским пропускам, которые до конца мая 1941 г. выдавала оккупационная итальянская администрация, пока итальянцы после подписания Римских договоров между А. Павеличем и Б.Муссолини не отступили из Второй оккупационной зоны. В мае 1941 г. начальник лагеря Ядовно Рудольф-Руде Ритц, произнося речь вновь прибывшим усташам, которые должны были стать охранниками лагеря, говоря об НГХ, заявил следующее: «фундаментом будут сербы и евреи, а глазурью – непослушные хорваты…»[22].
В апреле 1941 г. в соответствии с законом, запрещающим деятельность Сербской Православной Церкви, в НГХ начинаются грабежи и разрушения церквей и монастырей, а также убийства, преследования и депортации православных священников. Вскоре началась широкомасштабная акция принудительной католицизации сербов, проводимая Комитетом по католицизации верхушки РКЦ во главе с епископом Янко Шимраком под непосредственным контролем специального посланника папы, аббата Маркони. В процессе массовой католицизации православного сельского населения всегда присутствовало вооруженное ополчение усташей из окрестных хорватских и мусульманских деревень, которое нередко убивали людей, только что переведенных в католицизм. Однако массовое спонтанное восстание сербов нарушило дальнейшие действия комитета, и поэтому в конце лета 1941 г. в рамках Государственного управления экономического возрождения (Državno ravnateljstvо za gospodarstvenu ponovu (DRP) создается отсек по вероисповеданиям во главе с молодым францисканцем Дионисием Юричевым (Dionizije Juričev). Отсек отвечал за набор молодых католических священников и монахов, которые в качестве предполагаемых миссионеров отправлялись в сербские деревни для обращения их населения в католицизм. Меморандум об обращении был составлен фратаром Радославом Главашом, являвшимся сотрудником Министерства вероисповеданий НГХ, в котором четко говорится, что римо-католическая церковь и государственные органы НГХ совместно планируют насильственный перевод православных в католицизм, что, как указывает В.Фролов, «не могло оставаться неизвестным Ватикану, потому что произвола в этом религиозном государстве не было». При этом Меморандум предусматривал, что образованным сербам и сербам среднего класса следует запретить перевод, потому что «их сербская идентичность слишком сильна, чтобы ее можно было изменить». Фактически за этим объяснением «скрывалось намерение полностью истребить сербское население в городах, чтобы осталось только сельское население, сокращенное до производителей продуктов питания»[23].
Официальная реакция римо-католической церкви на происходящие события была более чем показательной. Проанализируем несколько номеров газеты «Katolički list» – официальный еженедельник Загребской архиепископии, во главе которой стоял Алойзие Степинац, за святость которого сегодня борется католическая церковь в Хорватии. Как отмечает современный хорватский исследователь Ана Беначич, «Katolički list» открыто пропагандировал нацифашистский, т.е., усташский режим, и культ поглавника Павелича. В первом же номере, вышедшем после краткого закрытия, «Katolički list» сообщает, что новое правительство быстро проявило себя в действии, потому что полиция, Гражданская защита и отряды усташей «исправно функционируют, поддерживая порядок и дисциплину», цитирует провозглашение Павеличем НГХ и поздравления лидеров Третьего рейха Адольфа Гитлера и фашистской Италии Бенито Муссолини. Приведен репортаж с присяги вождя, на которой присутствовали представители католической, мусульманской и протестантской конфессий, а также клятва военачальника Славко Кватерника в том, что он будет верен и приложит все свои знания для выполнения своих обязанностей, указывая, что созданное хорватское государство – «это факт, который предки носили в душах до тех пор, пока всемогущее Провидение не осуществило его в год Великого национального юбилея. Католическая церковь, которая на протяжении 1 300 лет духовно руководила хорватским народом в его трудные, болезненные и радостные дни, с весельем и радостью приветствует хорватский народ в эти дни его подъема и восстановления государственной независимости», выражая «надежду на то, что государство Хорватия является исполнением оправданных устремлений народа, который со своим ответственным руководством станет истинным народом Божьим». Здесь же приводится Пасхальная проповедь Алойзия Степинаца, поскольку провозглашение НГХ выпало на Великий четверг.
В том же номере Степинац направил циркуляр для активизации духовного обновления и работы над программой празднования юбилейного года, «самой важной акции для всех великих целей Церкви и государства Хорватии». Здесь же содержатся новости о том, что 16 апреля Анте Павелич получил специальную аудиенцию от архиепископа Степинца, и о том, что Загребский архиепископ официально посетил заместителя главнокомандующего генерала Славко Кватерника и сообщил ему о ходе похорон брата Кватерника Милутина, погибшего в Цриквенице при попытке установить власть НГХ. Отпевание совершил лично Алойзие Степинац, на церемонии присутствовали члены государственного руководства и представители немецкой и итальянской армий. Об убитом М.Кватернике католический еженедельник говорит, что тот «всегда полагался на Церковь в работе, и в тот момент, когда он выполнял самый прекрасный долг своей жизни, объявляя о восстановлении хорватской государственности, он пал жертвой своего патриотизма». В следующем выпуске последовало обращение Степинца к духовенству, в котором он призывал к «возвышенной работе по сохранению и развитию НГХ», выражая убеждение, что «наша работа встретит полное понимание и помощь. Мы верим и ожидаем, что Церковь в воскресшем государстве Хорватия сможет совершенно свободно провозглашать неопровержимые принципы вечной истины и справедливости», – заявляет Степинац, призывая духовенство «молиться за вождя, чтобы он наполнился духом мудрости» и призывает его «исполнить свой долг перед молодым государством Хорватия», назначая торжественную мессу Te Deum во всех приходских церквях.
За указанным циркуляром Загребского архиепископа последовало принятие Принципов правительства НГХ (или усташских принципов), которые были зачитаны при присяге министром образования и веры Миле Будак. В них, среди прочего, говорится, что «центр нравственной (моральной) силы хорватского народа лежит в упорядоченной и религиозной семейной жизни».
В дальнейшем «Katolički list» неустанно хвалит Анту Павелича, в частности, за посещение духовной молодежи Загреба, разговор с которой вождь начал с «христианского приветствия: хвала Иисусу! с мудрым призывом: За Отчизну готовы!» (За дом спремни – усташское приветствие наподобие «Хайл Гитлер!» – А.Ф.). Продолжая восхваления усташского поглавника Анте Павелича, католическое издание говорит: «Мы сказали главе Хорватии, что наши сердца долгое время бились для него, а наши мысли сплели ему лавры успеха». Рупор Загребского архиепископа прямо объясняет мотивы своей поддержки усташского вождя: «потому что в его сердце воцарились руководящие идеи: Бог и хорваты! Хорватия – хорватам! При создании НГХ у поглавника было больше всего опасений по поводу отсутствия хорватской интеллигенции в государственных, и общественных структурах и особенно в военных кругах…. он всегда боялся, что среди священников может исчезнуть молодежь… Мы заверили вождя, что этого не будет», а поглавник со своей стороны пообещал, что он будет стремиться «к гармонии между Церковью и государством».
Гармония вскоре и наступила. С началом террора против сербов и евреев выходит первый циркуляр, связанный с католицизацией, «поскольку в последнее время в приходские церкви приходит много людей, которые хотели бы перейти в католическую церковь или заключить брак». Архиепископская канцелярия дает указание приходам «отвергать тех, кто хотел бы войти в церковь без надлежащих мотивов, стремясь найти в ней только защиту своих материальных интересов и эгоистических целей», требуется «подтверждение знания основ веры, обязательство воспитывать детей в духе католицизма (выделено А.Ф.) и соответствующей супружеской жизни»[24] – все согласно усташским принципам. Так круг замкнулся.
Далее «Katolički list» становится все откровеннее. В номере от 3 июня 1941 г. он обрушивается на православную иерархию, «охваченную славянофильской ненавистью к католицизму», обвиняя ее в связах с масонством и призывает «к сотрудничеству между Церковью и государством в областях, где их сфера деятельности пересекается, поскольку это будет соответствовать всему нашему славному прошлому и станет самым твердым основанием сильного и счастливого будущего НГХ». В номере от 26 июня Алойзие Степинац говорит о развитии Католической акции, и в ее контексте приводятся слова Миле Будака: «православные пришли в эти края в качестве гостей. И они должны покинуть эти земли раз и навсегда. Правда, многие уйти не смогут, потому что захотят перейти в нашу веру. Это может быть не из чистых убеждений, и поэтому ваши действия будут заключаться в том, чтобы поддержать эту работу своей молитвой»[25].
Глава комиссии по установлению исторической истины о Ясеновце С.Живанович установил, что около 1400 католических священников принимали непосредственное участие в геноциде сербов в 1941-1945 годах[26]. Примечательно, что в то время, когда стало ясно, что НГХ не может не проиграть войну, указывает сербский социолог и культуролог Слободан Антонич, «это государство-монстр в последний момент, из последних атомов своей силы и везде, где оно еще могло, организовывало систематическое истребление сербов от колыбели до столетних стариц. Почему? Потому что проект истребления сербов в Хорватии носит сверхидеологический характер. Он в полной мере реализован в НГХ 1.0. А потом, спустя полвека, это почти удалось закончить НГХ 2.0. При этом неважно – с точки зрения великого плана – что первая эманация НГХ была нацистской, а вторая – европейской и демократической; они обе были частью одного и того же проекта – точно так же, как социалистическая Хорватия (НГХ 1.5). Но этот великий план, который реализовывался около ста лет, жив, стоит знать, и сегодня. Это видно по отрицательному отношению жителей НГХ 2.0 к прошлым преступлениям, а также по отсутствию покаяния, из которого вытекает коллективная готовность повторять и продолжать их»[27].
«Грандиозный план» Анте Старчевича по физическому истреблению сербов нашел практическую реализацию в усташском НГХ Анте Павелича. Не каждый усташ был правоверным католиком, но каждый был убежден в том, что католицизм – это основа хорватской государственности, культуры и готовности к жертвам, но, как оказалось, только к чужим жертвам. Католические движения (собранные в единое целое новой Католической Акцией Алойзия Степинца), высший и остальной клир и католические интеллектуалы «не отсиживались» в монастырских и епископских подвалах, но, напротив, стали составной частью усташской системы, более того, ее духовными вождями и идеологами.
[1] Берић Д. Хрватско праваштво и Срби. Нови Сад: Orpheus, 2005 (Нови Сад: Артпринт). Књ. 2. С. 517.
[2] Цит. По: Берић Д. Хрватско праваштво и Срби. Нови Сад: Orpheus, 2005 (Нови Сад: Артпринт). Књ. 2. С. 520.
[3] Цит. По: Берић Д. Хрватско праваштво и Срби. Нови Сад: Orpheus, 2005 (Нови Сад: Артпринт). Књ. 2. С. 544.
[4] Виловић Ђуро Крвава црква: хрватски попови и црква у распаду Југославије и у покољима Срба. Бооград: Српска радикална странка. С. 77.
[5] Архива Србије и Црне Горе. Фонд 38 «Centralni presbiro Predsedništva Ministarskog saveta (SPB) 1929-1941». Фасцикла 16.
[6] Владимир Фролов Hrvatski klerofašizam — upravnik logora Jadovno [Электронный ресурс] // Српски став, 27.11. 2022. URL: https://srpskistav.com/autorski-tekstovi/hrvatski-klerofasizam-upravnik-logora-jadovno/
[7] Владимир Фролов Јадовно, а не Јасеновац, је планско стратиште за геноцид над Србима у NDH [Электронный ресурс] // Српски став, 29.06.2022. URL: https://srpskistav.com/autorski-tekstovi/јадовно-а-не-јасеновац-је-планско-стр/
[8] Владимир Фролов Hrvatski klerofašizam — upravnik logora Jadovno [Электронный ресурс] // Српски став, 27.11. 2022. URL: https://srpskistav.com/autorski-tekstovi/hrvatski-klerofasizam-upravnik-logora-jadovno/
[9] Владимир Фролов Јадовно, а не Јасеновац, је планско стратиште за геноцид над Србима у NDH[Электронный ресурс] // Српски став, 29.06.2022. URL: https://srpskistav.com/autorski-tekstovi/јадовно-а-не-јасеновац-је-планско-стр/
[10] Stanković Radmila Bez imena i spomen-obeležja [Электронный ресурс] // НИН, 20.09.2023. URL: https://www.nin.rs/arhiva/vesti/27040/bez-imena-i-spomen-obelezja
[11] Владимир Фролов Hrvatski klerofašizam — tajne Velebita [Электронный ресурс] // Српски став, 8.09.2023. URL: https://srpskistav.com/autorski-tekstovi/hrvatski-klerofasizam-tajne-velebita
[12] Stanković Radmila Bez imena i spomen-obeležja [Электронный ресурс] // НИН, 20.09.2023. URL: https://www.nin.rs/arhiva/vesti/27040/bez-imena-i-spomen-obelezja
[13] 44 Српкиње убијене на путу ка логору на Пагу: У селу Метајна, у две приватне куће, направљен је специјалан логор за жене и децу [Электронный ресурс] // Новости, 08.06.2024. URL: https://www.novosti.rs/c/drustvo/vesti/1376151/44-srpkinje-ubijene-putu-logoru-pagu-selu-metajna-dve-privatne-kuce-napravljen-specijalan-logor-zene-decu
[14] 44 Српкиње убијене на путу ка логору на Пагу: У селу Метајна, у две приватне куће, направљен је специјалан логор за жене и децу [Электронный ресурс] // Новости, 08.06.2024. URL: https://www.novosti.rs/c/drustvo/vesti/1376151/44-srpkinje-ubijene-putu-logoru-pagu-selu-metajna-dve-privatne-kuce-napravljen-specijalan-logor-zene-decu
[15] Логор Метајна на Пагу [Электронный ресурс] // Компас инфо. 16.06.2024. URL: https://kompasinfo.rs/logor-metajna-na-pagu/
[16] Ustaški zlocini nad Srbima 1941 // Mak Mrak. https://www.youtube.com/watch?v=pp0b84CmszA
[17] Владимир Фролов Hrvatski klerofašizam — tajne Velebita [Электронный ресурс] // Српски став, 8.09.2023. URL: https://srpskistav.com/autorski-tekstovi/hrvatski-klerofasizam-tajne-velebita/
[18] Из италијанских архива… ПАГ [Электронный ресурс] // Истина о Косову и Метохији, 12.05.2024. URL: https://www.kosovska-istina.com/из-италијанских-архива-паг-видео/
[19] Палчић Ивица Усташки логор на Пагу (4): и море – гробница [Электронный ресурс] // Јадовно, 8.11.2023. URL: https://jadovno.com/ustaski-logor-na-pagu-4-i-more-grobnica
[20] Палчић Ивица Усташки логор на Пагу (3) живи закопани [Электронный ресурс] // Јадовно, 7.11.2023. URL: https://jadovno.com/ustaski-logor-na-pagu-3-zivi-zakopani/
[21] Stanković Radmila Bez imena i spomen-obeležja [Электронный ресурс] // НИН, 20.09.2023. URL: https://www.nin.rs/arhiva/vesti/27040/bez-imena-i-spomen-obelezja
[22] Владимир Фролов Hrvatski klerofašizam — književnik i zločinac [Электронный ресурс] // Српски став, 25.09.2023. URL: https://srpskistav.com/autorski-tekstovi/hrvatski-klerofasizam-knjizevnik-i-zlocinac/
[23] Владимир Фролов Hrvatski klerofašizam — nasilno prekrštavanje Srba [Электронный ресурс] // Српски став, 9.05.2023. URL: https://srpskistav.com/autorski-tekstovi/hrvatski-klerofasizam-nasilno-prekrstavanje-srba/
[24] Benačić Ana 1941: Godina kada je Zlo ovladalo katoličkim medijima [Электронный ресурс] // Lupiga, 12.06.2016 . URL: https://www.lupiga.com/vijesti/1941-godina-kada-je-zlo-ovladalo-katolickim-medijima?page=5
[25] Benačić Ana 1941: Godina kada je Zlo ovladalo katoličkim medijima [Электронный ресурс] // Lupiga, 12.06.2016 . URL: https://www.lupiga.com/vijesti/1941-godina-kada-je-zlo-ovladalo-katolickim-medijima?page=5