Хрустальная ночь в Задаре как форма структурного геноцида. Ч.1. Институционализация насилия и политизация этничности

48
Задар. https://www.portalnovosti.com/ta-kristalna-zadarska-noc/

На доживающем свои последние дни югославском пространстве, в Хорватии, в начале мая 1991 гг., в рамках пролога к гражданской войне произошло событие, о котором, в отличие от многих других, широкой публике известно мало – «Хрустальная ночь» в Задаре 2 мая.

Как известно, первоначальное название «Хрустальная ночь» относится к событию ноября 1938 г., когда в нацистской Германии было положено начало организованному преследованию евреев. «Спонтанные» антиеврейские беспорядки, позже названные «Хрустальной ночью», были отмечены разбиванием окон, витрин, разрушением и разграблением магазинов, осквернением еврейских кладбищ, сожжением синагог, арестами, отправлением в концлагеря и убийствами евреев. «Хрустальная ночь» стала провозвестником систематического истребления евреев в Третьем рейхе – Холокоста[1].

До «Хрустальной ночи» население Задара по переписи 1991 г. составляло 76 343 чел., из них хорватов – 58 534 чел. или 76,7 %, сербов – 10 958 чел. или 14,4 %, остальных – 6851 чел. или 9 %[2].

«Хрустальная ночь» в Задаре не стала случайным явлением, напротив, она стала кульминацией системной трансформации, мотивированной и вдохновленной пресловутым «хорватским историческим государственным правом», идеологи которого – от Анте Старчевича, Анте Павелича до Франьо Туджмана – грезили об этнически чистом хорватском государстве. В начале января 1990 г. хорватские власти начинают переименовывать милицию в полицию, которая отчетливо обретает хорватский национальный характер. В начале февраля 1990 г. в пока еще социалистической республике Хорватии были зарегистрированы первые политические партии, вскоре были проведены первые многопартийные выборы. Первый тур выборов состоялся 22 и 23 апреля, второй раунд – 6 мая 1990 г., в обоих раундах победу одержало Хорватское демократическое сообщество (ХДС, Hrvatska demokratska zajednica, HDZ). В дополнение к выборам в парламент были проведены местные выборы. В общине Задар ХДС выиграло оба тура, все члены вновь избранного общинного (муниципального) руководства происходили из его рядов.

Однако реальной проблемой для хорватской власти стала этническая структура представителей общины Задар, парламент (скупщина) которой, как указывает современный хорватский исследователь Дарьян Годич, «не отражала этническую структуру населения, хорватов в этом районе проживало около 30 %, но органы местной власти состояли исключительно из сербов»[3]. Отсюда ясно вытекает задача: изменить этнический состав местных органов власти, что невозможно сделать без «демографических подвижек».

Задар с хорватской стороны стал центром партийной мобилизации. 18 марта 1991 г. по инициативе скупщины Задара был создан Межпартийный совет, в состав которого вошли представители Социал-демократической партии Хорватии, Хорватской народной партии, Хорватской демократической партии, ХДС, Хорватской христианско-демократической партии, Хорватской социал-либеральной партии, Хорватской партии права, Социалистической партии Хорватии и Демократической партии албанцев Хорватии. Совет сразу же однозначно призвал к «умиротворению» ситуации, предупредив Югославскую народную армию (ЮНА), что «кризис в Югославии можно разрешить только мирным путем»[4], что с позиции сегодняшнего дня звучит как очень злая ирония. Однако следует отдать должное хорватам – они блестяще «играли на опережение», Белград за ними попросту не успевал (или не хотел успевать). К тому времени ЮНА только дважды проявила себя на политическом поле: в начале марта 1991 г. она вмешалась в конфликт между хорватской полицией и восставшими сербами в Пакраце (разведя стороны) и участвовала в подавлении демонстраций сербской оппозиции в Белграде.

Сербское вооруженное восстание в Задаре вспыхнуло 17 августа 1990 г. одновременно с восстанием в других частях Северной Далмации и Лики. Причиной стало объявление хорватской полиции о том, что она изымет вооружение резервного ополчения в общинах, в основном населенных сербами. 17 августа оружие было изъято в полицейских пунктах в Бенковце, Оброваце и Книне. Однако милиционеры (сербы не согласись с переименованием милиции в полицию) сербской национальности раздали оружие сербскому населению. В конце августа 1990 г. ситуация несколько стабилизировалась, поскольку хорватская полиция больше не пыталась «навести порядок» в сербских «восставших районах».  Однако уже в конце сентября 1990 г. в указанных районах и в Задаре ситуация снова обострилась в связи с новым решением хорватской полиции об изъятии вооружений у резервного состава для оснащения новых членов действующего состава – т.е. хорватов. Т.е. выявилась главная цель власти ХДС – разоружение сербов.

Сербское сопротивление вызвало национальное расслоение среди сотрудников полиции Задара: служащие сербской национальности начали добиваться перевода в общины с абсолютным или значительным сербским большинством. 21 декабря 1990 г. была провозглашена Сербская автономная область (САО) Краина, в начале января 1991 г. был создан Секретариат внутренних дел САО Крайны со штаб-квартирой в Книне, в состав которой вошли, в том числе, милицейские участки Бенковац и Обровац, большинство полицейских Задара сербской национальности присоединились к САО Крайна[5]. Сербы занимались формированием и укреплением политико-территориальной автономии в условиях новой хорватской власти, политический вектор которой отчетливо двинулся по неоусташской траектории. ХДС как правящая партия по всей стране и на всех уровнях, в том числе и в Задаре, приступил к полной смене кадровой структуры в государственных и социальных учреждениях, а также в хозяйственных субъектах.

В апреле 1991 г. на территории Департамента полиции Задара были созданы аванпосты в населенных пунктах Ясеницы, Станковцы, Крушево, Полача и Придрага – это «ползучее» продвижение в направлении чисто сербских общин. Одновременно с обеих сторон отмечается значительное увеличение числа подрывов разных объектов заложенными взрывными устройствами, перестрелок и блокирования дорог. В Задаре 11 апреля в результате срабатывания взрывного устройства была повреждена электроподстанция в районе Плования.

В Задаре власть захватили националисты, проявившие себя еще в 1970-х гг., такие как Петр Шале или Давор Арас, в государственных учреждениях чиновники начали четко отделять хорватов от сербов. Сербы подвергались гонениям, до их сведения доводилось, что они больше не равны хорватам, что сербы «больше не пользуются защитой как граждане», что они «находятся вне общественного порядка». Затем пошли увольнения. В полиции всех служащих сербской национальности связывали с действиями Белграда и «повстанцев» в Книне, их подозревали в нелояльности и саботаже нового хорватского государства. Затем пришла очередь других государственных служб и городских предприятий: осуществлялись выборочные увольнения и давление с целью подписания унизительных заявлений о лояльности власти ХДС, в результате рабочая идентичность была заменена национальной хорватской в качестве основной. Весной 1991 г. «тройки, одетые в гражданскую одежду, но вооруженные, ходили по квартирам задарских сербов, которых они запугивали и пытались заставить покинуть свои дома»[6].

Президент Союза сербов региона Миодраг Линта указывает, что за несколько месяцев до «Хрустальной ночи» местные комитеты ХДС составили списки сербских домов и других объектов, которые должны быть уничтожены, за несколько недель сербы в Задаре и его окрестностях стали получать угрозы в виде надписей на зданиях, по телефону и в письмах, отправленных на домашние адреса[7].

В начале 1993 г. Правительство Союзной Республики Югославии создало комитет по сбору данных о совершенных преступлениях против человечности и международного права. На основании показаний свидетелей и собранных доказательств комитет опубликовал десять сообщений о преступлениях в ходе вооруженных конфликтов на территории ранее СФРЮ 1991-1995 гг. Шестой отчете содержит краткое описание событий в Задаре 2 мая 1991 года, которые сразу были определены как «этническая чистка»[8].

Что же произошло в тот печально известный день 2 мая 1991 г. в Задаре?

Хорватские СМИ представляли дело как ответную реакцию на убийство накануне полицейского Франка Лисицы (спецподразделение «Поскоки»), хотя вплоть до сегодняшнего дня так и не установлено, что Лисицу убили именно сербы[9].

С утра в городе начали появляться боевые группы молодежи, вооруженной как подручными средствами (битами, металлическими прутьями и т.п.), так и огнестрельным оружием (пистолетами), распевающих усташские песни и выкрикивающих антисербские угрозы. Примерно в 15.00 обнаружилась еще одна группа молодых людей, прибывших на нескольких (приблизительно) 10 автобусах, также вооруженных. Около 17:00 из пригорода Гаженица появилась самая большая и лучше всего вооруженная группа людей, которая направилась в центр города, безошибочно находя банки, магазины, кафе, рестораны, дома, турфирмы, киоски, собственниками которых в подавляющем большинстве были этнические сербы или Сербия – нападениям подверглись фирмы, относящиеся к таким предприятиям, как JAT, AVIS, Bek, Merkur, Kluz, Jugotours, Beteks, Petаr Velebit, Jugobankа, CIK, Standard, Simpa и др. Участники погромов разбивали витрины, грабили имущество, отмечалось несколько случаев поджогов – в частности, была сожжена известная гостиница «Путник»[10]. Около 18 часов был организован митинг протеста из двадцати и более тысяч граждан, который тем не менее закончился относительно мирно. А погромы продолжались, в адрес сербов звучало «традиционное усташское» – «Убийцы, убийцы», «Четники, четники!», «Цыгане, цыгане!», «В бой, в бой!», «НГХ, НГХ!» и «Нам нужно оружие!». По имеющимся данным, общая численность боевых групп неоусташей составила около 2 тыс. человек. «Что было самым трудным для меня, самым унизительным, чего я боялась, это задарская Хрустальная ночь, когда орда хулиганов разгромила почти все сербские магазины, не понимая, что это их, задарские магазины, в которых работают задарчане, их сограждане, хорваты… Каждая ночь этим летом 1991 года была очень взрывоопасной. Всего за одну ночь я насчитала более десятка взрывов. Десятки домов были заминированы». «Они начинают взрывать дома – это было сделано в сотрудничестве с полицией – и забирать и пытать сербов на территории начальной школы Воштарница и старого нинского кирпичного завода. Злодеи иногда были гражданскими лицами, а иногда носили форму полиции или позже корпуса Национальной гвардии, но их объединяло то, что при совершении насильственных действий они апеллировали к авторитету нового правительства ХДС», – утверждает сотрудник Архива сербов в Хорватии Винко Коротай Драч, автор исследования под названием «Политика эмоций и этническое насилие: Задар 1991 года»[11].

В результате менее чем за 24 часа в городе были разбиты и ограблены, по разным оценкам, от 130 до 300 сербских объектов. Но также под удар беснующейся толпы попало и имущество македонцев, черногорцев, а также общественные здания собственно Задара. 

ЮНА хранила «грозное молчание», давая понять, что ХДС не контролирует ситуацию, однако в нее не вмешиваясь.

В течение нескольких дней после задарской «Хрустальной ночи» полиция и хорватские военизированные формирования выводили сербов из их квартир, арестовали их на улицах и отвозили на кирпичный завод рядом с г. Нин и в другие места[12]. В.Драч показывает кульминацию террора хорватских властей против задарских сербов весной-осенью 1991 года, который включал, помимо прочего, физическую ликвидацию. Так, член муниципального комитета ХДС Иво Давор Вукич 23 октября в помещении начальной школы «Велимир Шкорпик», переоборудованной в тюрьму, убил из пистолета трех пленных сербов. Мирослав Джерджа и Владимир Стреховски по кличке «Лосось» ворвались в квартиру Гойко Бйелановича и застрелили его. На суде они утверждали, что «сербская агрессия вызвала у них ПТСР».  Стреховский только в 2006 г. был приговорен к шести годам тюремного заключения, Джерджа умер ранее[13].

Миодраг Линта отмечает, что с 1991 по 1993 гг. в Задаре было убито не менее 34 сербов, из них 15 мирных жителей, а остальные члены Югославской народной армии (ЮНА), а также более 10 тысяч сербов были изгнаны из Задара, в то время как по данным городской комиссии по переписи разрушенных домов было взорвано около 470 сербских домов и других объектов[14]. Относительно количества разрушенных домов приведем данные члена комиссии Йосипа Клобучара, на которого ссылается тогдашний глава уголовного отдела муниципального суда Задара Джуро Кресович, что «такое количество снесенных домов может быть только результатом высшей государственной политики, то есть министерства внутренних дел и министерства обороны. Потому что для сноса стольких объектов в одном городе требуется огромное количество взрывчатых веществ и взрывных устройств, которые кто-то контролирует, но мы знаем, что только МВД и министерство обороны распоряжались ими»[15].

Если в 1991 г. в Задаре проживало 10 956 (14,35%) сербов, то в 2011 г., включая пригородные поселки, их осталось всего 2 382 (3,27%)[16].

Наказания за «Кристальную ночь» вплоть до нынешнего дня не понес никто.

В результате националистической революции и войны в Задаре межэтническое насилие стало приемлемым способом политических действий, этнизация институтов, манипулирование эмоциями для разделения по этническому признаку привела к «националистической реструктуризации реальности», а неоусташская идеология на местах реализовывалась «насилием небольших полуформальных групп»[17].

Погромы и изгнание (этническая чистка) сербов в Задаре 2 мая 1991 г. являлись формой структурного геноцидального воздействия через сочетание властного и «неформально-группового» насилия. «Хрустальная ночь» в Задаре только на поверхностный взгляд может рассматриваться как «вспышка локальной жестокости, обусловленной мотивами мести», как «обычная практика гражданских войн, в которых нет ни правых ни виноватых». Однако действия новой хорватской власти – неоусташского ХДС – показывают системный, глубоко мотивированный, идеологический характер, что соответствует концепции банальности зла (по Ханне Арендт), когда преступление совершается не только фанатиками, но и бюрократическим аппаратом, т.е. обычными чиновниками, которые просто следуют новым правилам: новыми властями ставилась задача или подчинения (ассимиляции) сербов, или их изгнания. Это реализация политики Франьо Туджмана, направленной на построение этнически чистого хорватского государства.

В институтах власти хорватская идентичность являлась условием национальной мобилизации и консолидации, сербы подвергались делегитимированности вплоть до открытого публичного насилия. Власть (государство), повторим, прикрывала, скрывала и не расследовала преступления. Отсутствие уголовной ответственности закрепило статус этой практики как базовый компонент общественно-политической реструктуризации, в котором институционализация безнаказанности стало частью новой государственной нормы. Демографические последствия сделали «победу» неоусташей окончательной.

Легитимность нового хорватского государства выстраивалась посредством политизации хорватской этничности, делегитимации сербской, превращения государственных структур, в первую очередь, полиции, в инструмент мести. К этому следует добавить полное, в действительности, весьма показательное, молчание международных институтов: ООН, СБСЕ, Красный крест, другие общественно-гуманитарные организации – все как по команде закрыли глаза на бесчинства и преступления хорватских неоусташей против сербов.

Это молчание стало моральным релятивизмом, который позволил Западу игнорировать принципы универсального права и запустить антисербский глобальный проект: речь идет о региональном переструктурировании, в котором роль сербского корпуса, Сербии, должна быть максимально минимизирована. Молчание об антисербских преступлениях на международном уровне стало моральным согласием на повторение, что и происходит в Хорватии в настоящий момент. Этот механизм будет бесконечно заходить на свой порочный круг, пока правда и справедливость, как основы любого цивилизованного порядка, не будут восстановлены.


[1] Savo Štrbac: Zadarska Kristalna noć [Электронный ресурс] // Новости.рс.27.05.2015. URL: https://www.novosti.rs/vesti/naslovna/drustvo/aktuelno.290.html:550119-Savo-Strbac-Zadarska-Kristalna-noc

[2] Godić Darjan „Kristalna noć” u Zadru. Činjenice i mit // Časopis za suvremenu povijest, Vol. 54 No. 1, 2022.

S. 27-64. S. 27.

[3] Godić Darjan „Kristalna noć” u Zadru. Činjenice i mit // Časopis za suvremenu povijest, Vol. 54 No. 1, 2022.

S. 27-64. S. 31.

[4] Godić Darjan „Kristalna noć” u Zadru. Činjenice i mit // Časopis za suvremenu povijest, Vol. 54 No. 1, 2022.

S. 27-64. S. 32.

[5] Godić Darjan „Kristalna noć” u Zadru. Činjenice i mit // Časopis za suvremenu povijest, Vol. 54 No. 1, 2022.

S. 27-64. S. 28-29.

[6] Bakotin Jerko Ta kristalna zadarska noć [Электронный ресурс] // Portal Novosti. 18.07.2022. URL: https://www.portalnovosti.com/ta-kristalna-zadarska-noc/

[7] Zadarska kristalna noć: Linta – Prošle 33 godine, a niko nije odgovarao [Электронный ресурс] // Новости.рс. 02.05.2024. URL: https://www.novosti.rs/vesti/politika/1362972/zadar-stradanje-srba-hrvatskoj

[8] [8] Godić Darjan „Kristalna noć” u Zadru. Činjenice i mit // Časopis za suvremenu povijest, Vol. 54 No. 1, 2022.

S. 27-64. S. 48.

[9] Zadarska kristalna noć: Linta – Prošle 33 godine, a niko nije odgovarao [Электронный ресурс] // Новости.рс. 02.05.2024. URL: https://www.novosti.rs/vesti/politika/1362972/zadar-stradanje-srba-hrvatskoj

[10] Savo Štrbac: Zadarska Kristalna noć [Электронный ресурс] // Новости.рс.27.05.2015. URL: https://www.novosti.rs/vesti/naslovna/drustvo/aktuelno.290.html:550119-Savo-Strbac-Zadarska-Kristalna-noc

[11] Bakotin Jerko Ta kristalna zadarska noć [Электронный ресурс] // Portal Novosti. 18.07.2022. URL: https://www.portalnovosti.com/ta-kristalna-zadarska-noc/

[12] Zadarska kristalna noć: Linta – Prošle 33 godine, a niko nije odgovarao [Электронный ресурс] // Новости.рс. 02.05.2024. URL: https://www.novosti.rs/vesti/politika/1362972/zadar-stradanje-srba-hrvatskoj

[13] Bakotin Jerko Ta kristalna zadarska noć [Электронный ресурс] // Portal Novosti. 18.07.2022. URL: https://www.portalnovosti.com/ta-kristalna-zadarska-noc/

[14] Zadarska kristalna noć: Linta – Prošle 33 godine, a niko nije odgovarao [Электронный ресурс] // Новости.рс. 02.05.2024. URL: https://www.novosti.rs/vesti/politika/1362972/zadar-stradanje-srba-hrvatskoj

[15] Prije točno 27 godina rulja je uništila sve što su Srbi imali u Zadru [Электронный ресурс] // Index.hr. 02.05.2018. URL: https://www.index.hr/vijesti/clanak/prije-tocno-27-godina-rulja-je-unistila-sve-sto-su-srbi-imali-u-zadru/1042282.aspx

[16] Savo Štrbac: Zadarska Kristalna noć [Электронный ресурс] // Новости.рс.27.05.2015. URL: https://www.novosti.rs/vesti/naslovna/drustvo/aktuelno.290.html:550119-Savo-Strbac-Zadarska-Kristalna-noc

[17] Bakotin Jerko Ta kristalna zadarska noć [Электронный ресурс] // Portal Novosti. 18.07.2022. URL: https://www.portalnovosti.com/ta-kristalna-zadarska-noc/