30 июля Сербская православная церковь чествует святых новомучеников ливанских, погибших в усташском Независимом Государстве Хорватия (НГХ) из-за своей сербской национальности и православной веры.
Крах Югославии в апрельской войне 1941 года, поражение югославской армии, один полк которой был разбит в окрестностях г. Ливно (юго-западная часть Боснии и Герцеговины), открыл хорватам-усташам широкие врата для расправы над сербами.
С провозглашением создания НГХ (10 апреля 1941 г.) в деревнях Ливанского поля сложилась наиболее критическая ситуация, поскольку здесь были и чисто хорватские, и чисто сербские, и смешанные села[1]. Сербы жили здесь еще до Неманичей, о чем говорят документы, написанные кириллицей. Незадолго до окончания османского владычества была построена православная церковь и школа – она стала второй сербской школой в Боснии. Во времена Австро-Венгрии имперская власть переселяла на это пространство католиков, меняя тем самым конфессиональную структуру населения, и уже в то время фиксируются преступления против сербов, носящие характер этнической чистки[2].
В мае 1941 г. хорватский римско-католический монах Сречко Перич на мессе в католической церкви в г. Ливно сказал во время проповеди: «Братья хорваты, идите и убивайте сербов. Сначала заколите сестер ваших, которые вышли замуж за сербов, а затем всех сербов подряд, и приходите ко мне в церковь, и все ваши грехи будут прощены на исповеди». Католический монастырь Горица в Ливно был рассадником печально известных монахов – изуверов во главе с отцом Сретко Перичем, принимавших личное участие в убийстве сербов в Ливно и окрестных деревнях, чтобы показать своим верующим пример того, как следует обращаться со «схизматиками» (сербами). Уже в начале июня 1941 г. усташи схватили 12 сербов вместе с православным священником Ристом Чатичем. Их не расстреляли, а, чтобы скрыть преступление, бросили на мученическую смерть в яму (карстовый разлом). Этим «отличаются» преступления усташей в Ливно – сербов (а затем евреев и цыган) не забивали до смерти, а живыми бросали в карстовые разломы, которые были практически бездонными – глаз охватывал примерно 25 метров, на самом деле глубина могла достигать 70-100 метров. Сербов убивали по несколько человек, маховик массовой резни набирал размах, но пока все делалось под покровом ночи[3].
Затем, как показывает выживший свидетель Милан Радоя, «В селе Челебич была организация «Хорватская молодежь». Тома Пашалич по ее приказу переписал все сербские дома, семьи и все имущество… Католические дома не переписал. Затем… пять пожилых людей чистили ямы в течение двух дней. Мы удивлялись, что сербов не позвали убирать их вместе…», было сказано, что «это нужно для военного использования.., И мы даже не могли подумать, что это будет могила наших семей… Затем мы слышим от католических женщин, когда они пошли на мессу в Лиштане, что приходской священник Божо Шимлеша говорил, когда он произнес церковное напутствие: – Братья и сестры, христиане и христиане, я говорю вам из этого святого места, что евреи и сербы вне нашего закона. Кто бы ни убил еврея и серба, Святой престол одобряет, я прощаю его, и он будет вознагражден и награжден нашим вождем… Комиссары усташей говорили, что это будет не так, но они уже разделили сербское имущество в своем ближайшем окружении, что они кому дадут, и кто лучше проявит себя в резне сербов, тот получит лучшее имущество… В некоторых деревнях комиссары усташей принимали решение убить всех сербов и разделить собственность, в некоторых – где смешанно проживали сербы и католики – убить мужчин, а женщинам и детям принять католическую веру. Ливно, где были более состоятельные торговцы – всех. В остальных – только мужчин. Голинево – всех. Губер – мужчин, остальным перейти в католическую веру. Листаны, Верхние и Нижние Ружаны – всех. Челебич – всех…»[4]. У самого М.Радоя в челебичской школе была убита его семидесятилетняя мать Мара, одиннадцатилетний сын Илия от первого брака, вторая жена Боя и оба общих ребенка, пятилетняя Драгиня и годовалая Милка[5].
30 июля 1941 г. на «Огненную Марию», в яму Равни Долац были брошены 218 живых людей, в основном женщины и дети. На праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя вышли 13 женщин и один мужчина.
Что же произошло 30 июля?
По свидетельству выжившего, «в яму Равни Долаца глубиной 46 метров сбросили 218 живых людей. А затем их забросали большими камнями, из глубины слышались стоны и крики немногих еще живых. Потом на них сбросили гранаты. Там было много детей. И много женщин. Даже три беременных. Некоторые из брошенных, переломанных, изуродованных, каким-то образом остались живы. Темно. Только проблеск света сверху. Там, где началась смерть. От боли невозможно дышать. От стонов выживших – едва. От падения, от мертвых вокруг. И все же несколько десятков остались живы – «в муках, но живы. Но их предсмертные крики раздаются все чаще и чаще. Те, кто мог двигаться, начали лизать мокрые каменные стены. Звали, кричали, просили о помощи, но их некому было их слышать. Затем они часть одежды, снятой с мертвых, прижали к стенам, чтобы ткань пропитывалась водой, которая стекала по камням, затем выжимали и пили. На пятый или шестой день кто-то наверху отозвался и первое, что спросили – поискать, есть ли среди мертвых деньги или золото, а они возьмут веревку, чтобы сбросить вниз. Некоторые пожилые женщины закричали, что это усташи, узнавая их по голосу. Но остальные их не слушали. И те, сверху, вытащили двоих молодых Лаличей и одну девушку, Савву Вулич. Но спустя недолгое время раздались выстрелы. Сначала сверху бросили двух юношей, после них и Савву. Голую. Кто знает, что они делали с ней перед смертью? Сверху раздался только дьявольский смех. А потом полетели гранаты. И крик свыше: «а теперь есть кто-нибудь живой, давайте его вынимать?». Одна из беременных вскоре после этого родила мертворожденную девочку. «Бог так решил, чтобы она не страдала заживо погребенной как мы», – сказала несчастная мать. Проходит целая неделя. Две недели. Три недели. Четыре недели. Пять недель. Шесть недель. И три дня. А потом маленький пастушок, хорват, кто-то из хорошего рода, потому что хорошие люди повсюду, и их немало, услышал последние крики. Он привел людей, чтобы вытащить, если есть выжившие, но никто не осмелился пойти. Одна женщина, не в силах больше терпеть ужасы, решилась…». Это было на Усекновение главы Иоанна Крестителя, когда были спасены 13 женщин и один мужчина. «Одна из этих женщин через три месяца родила близнецов. И их два нерожденные сердца бились в яме в течение шести недель и трех дней…»[6]. К тому времени было ясно, что началось истребление сербского народа, но было слишком поздно для более серьезного и организованного сопротивления и потому, что сербы были разоружены вовремя, и потому, что те, кто мог организовать сопротивление, были убиты[7]. В деревне Прово близ Ливно также на Огненную Марию 1941 г. хорваты заперли сербов в помещении школы, детей в возрасте до 12 лет отделили от остальных. Всех старше 12 лет отвели в яму на Барьяке и убили, а оставшихся детей впоследствии убили и бросили в септическую яму, расположенную всего в 50 метрах от школы. Останки детей до сих пор находятся в септике…»[8].
Монахи из Ливаньской Горицы «не отставали» от братьев по духу и оружию – усташей. Монах Перич лично приказал бросить всех сербских мужчин из села Голинево в карстовую яму Тушници, а женщин и детей отвезли на опушку леса и зарезали ножами, вырывая взрослым жертвам глаза, детям – горло и фонтанирующих кровью бросали их на руки матерям. Перич лично руководил резней более 200 сербов в Челебиче и более 300 в Чапразлиях. Самая крупная резня под руководством Перича была совершена в городе Ливно 20 августа 1941 г., когда более 5600 сербов были схвачены и доставлены в деревню Копривница на Купрешской дороге, где все они были убиты, а ликвидация проводилась лично монахами из Горицы. В хорватскую деревню Прилука недалеко от Ливно «были доставлены сербы из Губера, которых затем перевязали веревкой и выстроили на деревенской дороге. Затем хорваты из Прилуки дали своим детям (мальчики от 5 до 10 лет) ножи, чтобы те зарезали сербов, научили их «правильно держать нож и шею связанным жертвам». Эти хорватские дети без колебаний и пощады резали этим людям горло, вырезали уши, глаза, отрезали носы и т. д. Все под бдительным оком и при помощи родителей…»[9].
Сегодня в районе Ливно проживает всего около 300 сербов – около 2% от общей численности населения[10]. От пережитого во время НГХ и его репризы в конце ХХ в. ливанские сербы так и не оправились до сих пор. Невозможно возместить погибших новыми рожденьями, равно как и остановить зверства неоусташей в гражданской войне девяностых – когда проявилась та же риторика, та же идеология, уничтожавшие не только живых, но и мощи жертв НГХ. В Хорватии усташство не скрывается, более того, оно стало моральным и оправданным. Знаменитая «Хорватская католическая молодежь» существует и сегодня, трактуя движение усташей как нечто желаемое Богом[11]. На Видовдан (28 июбня) 1992 г. неуосташами была взорвана сербская православная церковь Успения Пресвятой Богородицы в Ливно.
[1] Обрачун у Црном Лугу [Электронный ресурс] // Јадовно. URL: https://jadovno.com/arhiva/ognjena-marija-livanjska/articles/obracun-u-crnom-lugu.html
[2] Udruženje Sveta Ognjena Marija Livanjska: Srbi Livanjskog polja – trajanje kroz vijekove [Электронный ресурс] // Јадовно. URL: https://jadovno.com/udruzenje-sveta-ognjena-marija-livanjska-srbi-livanjskog-polja-trajanje-kroz-vijekove/
[3] Пут без повратка [Электронный ресурс] // Јадовно. URL: https://jadovno.com/arhiva/ognjena-marija-livanjska/articles/put-bez-povratka.html
[4] Обрачун у Црном Лугу [Электронный ресурс] // Јадовно. URL: https://jadovno.com/arhiva/ognjena-marija-livanjska/articles/obracun-u-crnom-lugu.html
[5] Обрачун у Црном Лугу [Электронный ресурс] // Јадовно. URL: https://jadovno.com/arhiva/ognjena-marija-livanjska/articles/obracun-u-crnom-lugu.html
[6] Priča za sva vremena – Jama [Электронный ресурс] // Јадовно. URL: https://jadovno.com/prica-za-sva-vremena-jama/comment-page-1/
[7] Пут без повратка [Электронный ресурс] // Јадовно. URL: https://jadovno.com/arhiva/ognjena-marija-livanjska/articles/put-bez-povratka.html
[8] Република Српска Крајина [Электронный ресурс] // URL: https://t.me/republikasrpskakrayina
[9] Република Српска Крајина [Электронный ресурс] // URL: https://t.me/republikasrpskakrayina
[10] Udruženje Sveta Ognjena Marija Livanjska: Srbi Livanjskog polja – trajanje kroz vijekove [Электронный ресурс] // Јадовно. URL: https://jadovno.com/udruzenje-sveta-ognjena-marija-livanjska-srbi-livanjskog-polja-trajanje-kroz-vijekove/
[11] Hrvatskoj katoličkoj mladeži ustaštvo je poželjno i moralno [Электронный ресурс] // SABA.HR. URL: https://sabh.hr/hrvatskoj-katolickoj-mladezi-ustastvo-je-pozeljno-i-moralno/