Ложный сербский доброволец
История сербского народа содержит, к сожалению, множество драматичных, тяжелых, кровавых и ужасающих страниц, понимание истоков и причин которых необходимо как для недопущения подобных процессов и явлений в будущем, так и служит грозным предупреждением и для других народов.
Одной из колоссальных исторических ошибок стала попытка строительства совместного государства православного сербского народа с практически количественно равным католическим сегментом – словенцами и хорватами. Попытка не увенчалась успехом, не принесла сербам мира и достойного развития нации и государства. Напротив, краткие периоды затишья сменялись кризисами, конфликтами и войнами, которые только показывали: за внешним спокойствием скрывается подготовка определенных сил к грядущим потрясениям. После создания единого государства словенцев, хорватов и сербов в 1918 г. константной точкой турбулентности стал «хорватский вопрос», неразрывно связанный с религиозной подоплекой. Но «горстка» собственно хорватских политиков, развивающих сербофобские, расистские теории, была ничтожно мала (Анте Старчевич, Евген Кватерник, Йосип Франк и некоторые другие, несравнимо меньшего калибра), но все они были связаны с Венским двором, без поддержки которого исступленно-враждебная пропаганда не могла получить массового распространения.
Однако политические идеологи с антиправославными и антисербскими теоретическими построениями не могут найти благодатную почву без глубинной подготовки. Сначала, в течение десятилетий, если не столетий, формируется и укрепляется «осевая доктрина». И лишь затем на нее «нанизываются» инструментально-прикладные, «технические», меры. Нацистско-усташское Независимое Государство Хорватия (НГХ) с политическим фюрером (поглавником) Анте Павеличем во главе и Загребским архиепископом Алойзием Степинцем как духовным главой хорватского народа, было сугубо техническим результатом длительного процесса подготовки. «Осевая доктрина» включала формирование исторического контекста, цивилизационного образа православных сербов как «еретиков», «схизматиков» и «отступников» от «истинной веры», утверждение «цивилизационного превосходства» хорватов как «высшей расы» (именно так, в зоологических терминах, сербов трактовал «отец хорватской нации» Анте Старчевич), «особой миссии хорватов как оплота христианства», беспрекословного служения папе, готовности выполнять задачи «воинствующей церкви» любыми способами, отрицая моральные, этические и законодательные «ограничения». Подобный масштаб глубинного воздействия на массовое сознание хорватов, трансформации человеческой природы с интегрированием биологизации этничности, включая право на угнетение и физическое уничтожение «нежелательных народов и религиозных групп» не под силу отдельным даже не в меру ретивым местечковым политикам, но является составной частью стратегии Drang nah Osten римско-католической церкви.
В католической стране интеллигенция, интеллектуальный круг, формирующий геокультурный код, проект, образ будущего, представлены прежде всего высшими церковными иерархами. И только от них «опускается» на низовой уровень – приходского духовенства и светских политиков, идущих по проторенной дороге, сворачивать с которой, фигурально выражаясь, им попросту некуда.
Фигурой, придавшей высшую духовную легитимность и полную завершенность социально-историческому конструкту НГХ, был Загребский архиепископ Алойзие Степинац. Лойзек, как его полюбовно звали в семье и в среде приближенных.
Рассмотрим детальнее «личность и дело» Степинца и его главный проект – Католическую акцию, ставшую источником и несущей конструкцией усташского нацистского террора.
Алойзие Виктор Степинац родился 8 мая 1898 г. в селе Брезарич (приход Крашич), расположенном 50 км от Загреба, в самой состоятельной и влиятельной семье этого края. Он был одним из восьми детей супружеской четы Барбары и Иосифа Степинац. Основную школу он закончил здесь же, затем был принят в архиепископский орфанотрофиум – церковный приют для детей-сирот. Алойзие учился здесь несмотря на весьма состоятельную семью, но его отец, по имеющимся данным, оплачивал его обучение. В орфанотрофиуме, фактически являющемся семинарией и по уровню образованию приближенного к гимназии, Лойзек проучился шесть лет. Сразу после выпускных экзаменов, в конце июня 1916 г., он был призван в армию Австро-Венгрии, где после завершения курса подготовки поступил в расположение 96-го пехотного полка. Его командиром стал Славко Штанцер (впоследствии военный преступник, усташ), тогда однорукий инвалид, демобилизованный с сербского фронта. Прапорщик Алойзие получил звание лейтенанта 96-го пехотного полка на итальянском фронте. Он участвовал в ожесточенных боях около Горицы и Сочи, а затем его подразделение дислоцировалось в районе р.Пиявы. В то время военный священник подразделения Мирослав Ванино, иезуит, давал молодому Лойзеку лучшие характеристики[1].
Самым важным сражением, в котором участвовал Степинац, было наступление австро-венгерской армии на Пияве, начавшееся 15 июня 1918 г., и закончившемся полным провалом австро-венгров. В этой битве с обеих сторон погибло около 200 тысяч солдат. После этого Степинац попал в итальянский плен. Существует три версии того, как Лойзек стал военнопленным. Первая – версия самого Степинца, записанная по его рассказу спустя 40 лет, что он бился не на жизнь а на смерь, пока не был ранен, и так оказался в плену. Другая версия состоит в том, что он купался в Пияве, был схвачен итальянцами, при этом его документы остались на другом берегу, и несколько дней потребовалось на выяснение его личности, когда «итальянцы его в плавках и босым три дня водили по берегу». Третья и наиболее вероятная версия состоит в том, что в хаосе, вызванном итальянским контрнаступлением, Лойзек испугался и просто сдался итальянцам, но позже скрыл это, чтобы не подорвать авторитет у своей паствы. О том, что эта версия является наиболее логичной, свидетельствует запись генерала Глеза фон Хорстенау, который в 1941 г. по настоянию Гитлера прибыл в НГХ с дипломатическо-разведывательной миссией. Учитывая, что фон Хорстенау в межвоенный период был директором военного архива в Вене, нельзя сомневаться в его знании ситуации в австро-венгерской армии. Хорстенау пишет, что впервые увидел Степинаца на похоронах Петра Кватерника, родного брата печально известного Славко Кватерника. Отпевание совершал Степинац лично, и Хорстенау говорит, что не захотел даже поздороваться с военным дезертиром[2].
Степинац в течение пяти месяцев остается в плену в Италии и становится сторонником идеи Адриатического легиона, которую отстаивал Анте Трумбич – глава Югославянского комитета в Лондоне во время Первой мировой войны. Целью комитета было «отделение словенцев и хорватов», однако в действительности это значило план создания из словенских и хорватских территорий третьей единицы в рамках Габсбургской монархии. По замыслу Трумбича Адриатический легион как вооруженное подразделение военнопленных австро-венгерской армии в России и Италии должен освободить Далмацию от итальянской оккупации. Более того, от регента-престолонаследника Королевства Сербии Александра Карагеоргиевича Трумбич требовал, чтобы участники Адриатического легиона больше не участвовали в общих боях против монархии. Примечательно, что в первой половине 1915 г. представители хорватского католического движения Фран Бинички, Петар Рогуля и Рудольф Эцкерт и сам глава движения епископ Крка Антун Махнич передали папе Бенедикту XV петицию с просьбой на будущей мирной конференции представлять хорватов. Папа обещал, что если он будет приглашен на конференцию, то выступит в пользу хорватов, но тут же сообщил, что «Россия предала хорватов»[3] – вероятно, это был превентивный удар даже по теоретическим попыткам хорватов опереться или рассчитывать на Россию.
В Италии военнопленные сербы в массовом порядке добровольно вливались в сербскую армию, австрийские военнопленные-католики выбрали Адриатический легион. На его основе регент Александр 14 января 1918 года создал Югославянскую дивизию, но и в ее составе значимую часть заняли сербские добровольцы из России и США[4]. 17 сентября 1918 г. союзная армия прорвала Салоникский фронт. С сербскими войсками наступала и Югославянская дивизия.
Степинац записался в Югославянскую дивизию, однако за ним не признали звание лейтенанта, которое ему было присвоено в австрийской армии, а был оставлен чин младшего лейтенанта. Далее, как сообщают его биографы, «он прибыл в Рим», и «лишь 6 декабря 1918 года был освобожден из итальянского плена, переведен в Салоники, где на Рождество был на карантине»[5]. Таким образом Степинац на Салоникский фронт прибыл только в декабре 1918 года – когда Королевство словенцев, хорватов и сербов уже было создано (1 декабря).
Малопонятный момент заключается в том, что хорваты, из позиции побежденной в мировой войне стороны на стороне победителей оказались волей и милостью сербов, заплативших невероятно высокую цену за свою и чужую свободу. Хорваты, надеявшиеся несмотря ни на что «на равное отношение», в политическом плане стремящиеся к федерализации единого государства, фактически, к «государству в государстве», в военном плане получили незаслуженную награду: им разрешили надеть форму победившей сербской армии и сохранить чины армии противника (хоть и с понижением). Степинац из Салоников был отправлен на дальнейшее прохождение военной службы во Вранье, Гнилане и Приштину в качестве младшего лейтенанта регулярной армии. В 1919 г., в соответствии с распоряжением центрального правительства о повышении воинского звания при демобилизации, оставил армейские ряды в звании лейтенанта запаса[6].
Для хорватской политической элиты большим разочарованием стало то, что «сербы как самый многочисленный и политически могущественный народ» в югославянском государстве не разделяли хорватских устремлений к особому статусу, Видовданская Конституция 1921 года не содержала элементов федеративного устройства, Королевство СХС было организовано как парламентская, конституционная и наследственная монархия, в которой королю были предоставлены значительно большие полномочия, чем парламенту, государством централизованно управлял король Александр Карагеоргиевич из столицы – Белграда «при поддержке Радикальной партии и Сербской православной церкви, которая заняла решающие позиции в этом государстве»[7]. Следует отметить, что предупреждения России о недопустимости объединения сербского православного государства с католическими частями австро-венгерской монархии, с католиками хорватами и словенцами, где они численно будут примерно равны сербам, были не беспочвенны. Можно только поражаться дерзости и масштабу претензий к сербам, которые, выведя хорватов и словенцев из статуса проигравшей стороны практически должны были начать процесс деконструкции своих государственных институтов и практически аннигиляции себя как нации. Далее, в стиле наивного искусства, тезис хорватов заключался в следующем: «единственное хорошо организованное сопротивление этой великосербской политике со стороны Хорватии оказал лидер Хорватской крестьянской партии Степан Радич. Однако когда сербские радикалы убили Степана Радича в 1928 году, хорватско-сербские отношения навсегда испортились… Почти все правительства были сербскими, почти все министры были сербами, армия, полиция и управление также были полностью сербскими»[8]. «Возмутительно!», – так и хочется воскликнуть.
Итак, в военном отношении Степинац был лейтенантом австро-венгерской армии. Он не участвовал в прорыве Салоникского фронта, не был сербским добровольцем. Он был участником Югославянской дивизии, причем не участвовавшим в боях. Оказавшись при подозрительных обстоятельствах в военном плену, он нарушил присягу австрийскому императору, перейдя на сторону противника и, благодаря милости сербского короля получил, хоть и с понижением, воинское звание младшего лейтенанта. Военную службу в КСХС Степинац завершил в южных районах Сербии и, благодаря вновь сомнительному благородству сербского короля, повысившему звание демобилизованным военнослужащим – бывшим солдатам монархии Габсбургов, вернулся домой в звании лейтенанта запаса сербской армии. Тезис о Степинце как о «сербском добровольце» и «ветеране Салоникского фронта», – не более чем вымысел чистой воды.
Алойзие Степинац: через Католическую акцию к геноциду
После демобилизации, поскольку «его отец тем временем стал очень богат», Лойзек решил, что изучение агрономии будет самой разумной помощью отцу в хозяйстве, и с этим намерением осенью 1919 года поступил на факультет агрономии в Загребе. В том же году он вступил в ряды элитарного католического общества «Домагой». Однако «послевоенная жизнь в городе ему не нравилась», «отвратительное легкомыслие некоторых студентов» ему «были противны» и, в конце первого же семестра, не сдав ни одного экзамена, он вернулся в имение своего отца[9], где занялся управлением имения, и, среди прочего, присоединился к местной ветви организации «Католическая молодежь». В 1922 г. он участвовал в международном слете «Католической молодежи» в Брно, число участников которого превосходило 1500 человек, а самому Лойзеку выпала честь нести большой хорватский флаг во главе всей хорватской группы. В 1924 г. он участвовал в съезде «орлов» – также одной из организаций Хорватского католического движения, «черной гвардии папы», где он познакомился с Франьо Шепером, молодым человеком, только что окончившим школу и собиравшемся продолжить обучение в римской семинарии. Степинац поведал Шеперу, что и сам думает о призвании священника, но хочет поехать в Инсбрук, где учился его дядя, каноник Матия Степинац, и что он не хочет продолжать учебу в Загребе. Однако его бывший одноклассник преподобный Йосип Лончарич уговорил Лойзека продолжить карьеру священника и предложил поступить в иезуитский Григорианский университет в Риме. Это предложение Степинац решил принять, потому что его отец был состоятелен и мог оплачивать его обучение там. Лончарич написал рекомендательное письмо к ректору, поступлению Лойзека помогло и то, что знаменитый Матия Степинац был его дядей.
Итак, в 1924 г., в возрасте 26 лет молодой Степинац отправился в Рим, где поступил в Григорианский университет (Германская коллегия, «Германикум», основана главой ордена иезуитов Игнацием Лойолой с одобрения папы Юлия III в 1552 г., со временем получила статус университета, в 1580 г. переименована в Германо-венгерскую коллегию. В память о заслугах папы Григория XIII (1572-1585) в финансировании получила его имя и стала называться Григорианским университетом, управляется он иезуитами). Из Григорианского университета, помимо прочего, вышли многие блестящие агенты западных спецслужб.
Спустя семь лет Степинац защитил две выпускные работы по философии и теологии (присваивается докторская степень), в 1930 г. был рукоположен в сан священника, и в 1931 г. вернулся в Загреб. В начале 1930-х гг. Загребский архиепископ Антун Бауэр уже был тяжело болен, и остро встал вопрос о его наследнике.
Ко всеобщему удивлению верующих и клира Бауэр в качестве своего преемника предложил Алойзия Степинаца, который в то время был скромным обрядником архиепископа. К еще большему изумлению общественности 29 мая 1934 г. в Загреб поступила телеграмма из Рима, официально сообщающая, что папа назначил Алойзия Степинца титулярным архиепископом и преемником архиепископа Загребского с правом наследования.
Что же было принципиально отличного в Степинце, молодом человеке, «темной лошадки», для которого конкуренции за высочайший пост как будто и не существовало? Его отличал только один момент, но имеющий ключевое значение для Св. Престола: Католическая акция.
Католическая акция – это европейское католическое фундаменталистское движение, основанное папой Пием XI по энциклике «Ubi arcano Dei» от 23 декабря 1922 г. Католическая акция формально провозглашала независимость и невовлеченность в политику, однако ставила целью цивилизационную «перепрошивку» всего католического общества («возрождение на христианских началах», «рехристианизацию»), включая его политическую элиту. Католическая акция стояла, по сути, вне политики, однако, пронизывая общество вширь и вглубь, она должна была управлять и подчинить себе всю общественную жизнь, соответственно, и политическую сферу как ее составную часть. Не случайно инструментом Католической акции становились массовые организации, охватывающие население («апостолат мирян») по профессиональному, половому и возрастному критерию, но основная ставка делалась на молодежь. Беспрекословными руководителями обществ Католической акции были священники, но и они столь же безусловно подчинялись епископату, который, в свою очередь, ориентировался исключительно на Св. Престол, а не на национальные или государственные интересы.
В Католической акции заключается суть и смысл «хорватского вопроса».
Примечательно, что, настаивая на назначении Степинца, в ходе личной встречи с королем Александром архиепископ Бауэр особо подчеркивал тот факт, что Степинац был «салоникским добровольцем», от военных властей король получил подтверждающую информацию, после чего согласился на кандидатуру Степинаца. Но вскоре без объяснений свое согласие отозвал. Тогда в апреле 1934 г. Бауэр в сопровождении папского нунция Пеллегринети вновь посетил короля Александра в Белграде и сказал по этому поводу: «Ваше Величество, наш народ говорит: короли не отказываются! В конце концов, нунций уже сообщил о вашем одобрении в Рим». Когда папа 29 мая сообщил, что Степинац назначен титулярным архиепископом и коадъютором архиепископа Загреба с правом наследования, тогда и король, наконец, дал свое согласие[10].
Заняв место заместителя престарелого Загребского архиепископа Анте Бауэра, Лойзек завоевал доверие короля Александра антикоммунистической риторикой. Алойзие и в действительности испытывал сильную антипатию к коммунизму, но по иной причине: по его словам, «коммунизм распространяется в сербских регионах и передается оттуда хорватам. Коммунистические действия осуществляются посредством аморальной прессы и подрыва моральных устоев семьи»[11]. Одновременно Степинац секретно налаживал связи с нелегальной усташской эмиграцией, представляя иезуитские монастыри для будущих нацистов и лоббируя в пользу конкордата с Ватиканом. Самыми мощными организациями Католической акции были «орлы», а затем, после введения режима личной власти короля Александра в 1929 г., несмотря на запрет национально и религиозно ориентированных партий и движений, «орлы» неофициально «перекочевали» к новой организации Католической акции – «крижари» («крестоносцы»). Уже в 1934 г. «крестоносцы» стали являть собой «сильное католическое движение нашей католической молодежи, в этот момент мы располагаем активными 188 организациями.., из которых в Загребской архиепископии 110 обществ. Всего в этих организациях приблизительно состоит 15 тыс. членов. В организациях царит порядок.., проводятся многочисленные курсы, включая закрытые духовные практики», издаются книги, брошюры и различные сборники, проводится религиозно-просветительная работа. Все это позволило стать «крестоносцам» «самой большой частью организованной католической акции» с амбициями «объединить всю нашу католическую молодежь в один большой фронт»[12].
Король Александр и министр иностранных дел Франции Луи Барту были убиты 9 октября того же 1934 года в Марселе, аттентат был организован и осуществлен хорватскими усташами совместно с членами Македонской внутренней революционной организации. При премьер-министре Милане Стоядиновиче страна стала сближаться с Германией и Италией, что, однако, не соответствовало британским геополитическим интересам. И тогда резко усиливаются проблемы с «хорватским вопросом», попытка решения которого по соглашению Цветкович-Мачек (1939 год, создание «государства в государстве – Бановины Хорватии) напряженность не ослабила. «Окопавшиеся» за границей усташи Анте Павелича получили мощную финансовую и военно-техническую помощь (подготовка диверсионных групп в Янке Пустой в Венгрии) от иностранных центров, их политическая программа включала пункты о разделе Югославии и выделении хорватской части.
Архиепископ Степинац оказывал тогда поддержку лидеру самой массовой Хорватской крестьянской партии Влатко Мачеку[13]. Причем на сторону Мачека перешли даже те, кто никогда не принадлежал к сторонникам Степана Радича – основателя Крестьянской партии. В целом, как следует из донесений о внутренней ситуации в стране, «до 90 % хорватов в тот период голосовали бы за Мачека». В отличие от него радикальная антисербская группа Франка-Павелича «среди крестьян не имеет никакой опоры», «на них нельзя рассчитывать в плане конструктивной работы». Однако «за политикой радичевцев стоят клерикалы, которые через них проводят свои цели», «можно сказать, что они единственные, кто знает, чего хочет и из сегодняшней ситуации извлекает наибольшую выгоду». И если «Степан Радич влияние католического духовенства на хорватов свел к наименьшей мере, и с его авторитетом покончил полностью, то сегодня католическое духовенство опять пускает корни в хорватской крестьянской среде… хорватское племя обратилось к церкви…Может быть, речь идет о психологическом моменте, когда человек в тяжелые моменты обращается к Богу, а хорваты считают, что сегодня для них наступили тяжелые времена, а католическое духовенство еще и внушает им, что они находятся в большой опасности… Хорваты повернулись к церкви, идут в паломничество, участвуют в религиозных и церковных манифестациях и процессиях больше, нежели когда-либо это делали», католическое духовенство держит народ в напряжении, «привязывая к себе и стар и млад», особенно «радеют о молодежи, которую организуют в так называемых «крестоносцев»», «изо дня в день влияние католического духовенства все сильнее и сильнее», поэтому для «радичевцев не опасны ни франковцы, ни Павелич с усташами, ни вообще кто бы то ни было на свете кроме католического духовенства».
Объяснение сути процесса, также следуя данным из донесений в министерство внутренних дел, лежит в геополитической плоскости: «Австрия столетиями культивировала ненависть между сербами и хорватами»; «большинство хорватов не на страх а на совесть воевали в мировой войне против Сербии и союзников»; на бытовом уровне многие хорваты «на чем свет кляли сербов Австрии» – и теперь «они считают, что мы (сербы – А.Ф.) этого им никогда не простим»; католической церкви никак «не отвечает единство между сербами и хорватами», тем более, что «в душе огромного большинства хорватов глубоко врезано сознание, что их существование единственно и исключительно связано с союзом с сербами», поэтому «и вмешивается столько иностранных факторов, особенно венгерской и германской крови». И, наконец, «хорваты во главе с др. Мачеком не считают, что государство должно быть федерализовано, но хотят, чтобы оно было разделено на меньшее число административных единиц, на пять-шесть вместо девяти бановин»[14]. Но в итоге недостаточный радикализм Мачека оставил его на обочине истории, а политические симпатии Степинца сместились к радикальным усташам.
5 февраля 1936 г. Степинац основал Епархиальный совет Католической акции, президентом Совета был избран Иван Контлипац, лидер «крестоносцев». 7 декабря 1937 г., после смерти А.Бауэра, Степинац стал Загребским архиепископом. По данным 1938 г., собранным архиепископским секретарем Франьо Шепером, всего в Загребской архиепископии в тот период существовало 1642 общества Католической акции с 129 622 членами[15]. К началу Второй мировой войны организации Католической акции насчитывали более 30 тыс. членов[16].
25 марта 1941 г. Югославия присоединилась к Тройственному пакту (Германия, Италия и Япония), что вызвало мощное возмущение, а затем стихийные бунты сербов, в результате которых 27 марта генерал Душан Симович совершил военный переворот, захватив власть. Легкость, с которой 27 марта 1941 г. был осуществлен государственный переворот, показала, насколько широко распространены оппозиция политике правительства, а также антифашистские и пророссийские (просоветские) настроения. В своем дневнике Степинац по этому поводу записал, что «явно всплывает тот факт, что сербы и хорваты – это два мира, которые никогда не объединятся, пока один из них жив», ужасаясь «духу византинизма», указывая, что «схизма (т.е. православие) – «тяжелейшее проклятие Европы, большее, чем протестантизм». Он считал, что у православных «нет принципов, нет истины, нет справедливости, нет морали». В заключение он еще раз повторил, что «из всего этого акта, то есть государственного переворота, следует, что «хорваты и сербы – это два мира, Северный и Южный полюс, которые никогда не приблизятся (кроме как чудом Божьим), пока один из них жив»[17].
Фактическое растворение в Третьем рейхе Австрии, Чехословакии, Польши, а также поражение в начале лета 1940 г. Франции еще больше ослабило Югославию. Страна стала ареной тайных конфликтов между Германией, Великобританией и СССР. Влатко Мачек 4 апреля 1941 г. принял решение войти в правительство генерала Симовича, и тогда усташи и Павелич получили полную поддержку Италии, а затем Германии.
10 апреля 1941 г. было провозглашено создание Независимого Государства Хорватия. По Венскому соглашению между Германией и Италией от 22 апреля 1941 г. югославская государственная территория окончательно была разделена по линиям северо-запад и юго-восток. Северная часть (словенские земли) была присоединена к Германии и предназначалась для германизации. Небольшая часть вместе со столицей Любляной, Черногория и часть Адриатического побережья присоединялись к Италии. Албания становилась итальянским протекторатом, к нему присоединялась большая часть Косово (кроме сербского севера, который переходил под прямое управление немцев) и вся Метохия, а также Западная Македония. К Венгрии перешли Бачка, Бараня, Меджумурье и Замурье, к Болгарии – большая часть Македонии и Юго-Восточная Сербия. Центральная Сербия с северным Косово и Банатом была передана немецкой военной администрации, здесь была сформирована квислинговская администрация.
Из центральной части Югославии – Хорватии, Славонии, Срема, Боснии и Герцеговины, хорватского Приморья и части Далмации была создана «великая Хорватия» под названием Независимое Государство Хорватия (НГХ). Эта формирование было продуктом соглашения Германии и Италии. Формально НГХ находилось в политической и идеологической сфере влияния фашистской Италии, но по своему устройству и внешнеполитическому положению оно было намного ближе к национал-социалистическому Третьему рейху. «Расовые законы», массовые преследования, дегуманизация и уничтожение целых национальных и религиозных групп, лагеря смерти, – вот точки сходства нацистского и усташского режимов.
НДХ, с одной стороны, находилось под абсолютным контролем немцев и итальянцев, с другой – в его границах оказались 1 млн 800 тыс. сербов. Контролируемая итальянцами южная часть НДХ стала самым нестабильным пространством, усташам было запрещено держать здесь свою армию, а сами итальянцы поддерживали связь с сербскими четниками. Относительно сербов в НГХ существовали два взаимоисключающих утверждения: «их здесь нет» и «их всех надо уничтожить». Концептуальной, «осевой доктриной» дегуманизации сербов являлась концепция римско-католической церкви о непреодолимых цивилизационных различиях между «высокодуховными» хорватами как «опоры христианства» и «низкими» сербами, «олицетворявшими Византию». Хорватский народ, как отмечает современный хорватский историк Д.Коштро, «освободился от неестественных и фатальных политических рамок, в которые он был насильственно втянут в 1918 году и вернулся в свою естественную, цивилизационную, идеологическую и расовую (германскую) среду, которую олицетворяет нацистская Германия», «массовые католические организации и общества («крестоносцы», Католическая акция, «Домагой» и др.) с энтузиазмом приветствовали создание нового государства и его лидера, отметив, что именно из их рядов возникло много борцов за новое государство», «римско-католические священники принимали участие в нападениях на югославскую армию, захвате и разоружении ее военнослужащих, о чем после провозглашения НДХ в прессе были опубликованы самовосхвалительные статьи»[18].
Вооруженные силы НГХ состояли из регулярной армии – Хорватских домобранов (200 тыс. чел.) и усташских подразделений, состоявших из добровольцев (35 тыс. чел), с 1944 г. – единая Хорватские вооруженные силы (ХВС), однако усташи на местах находились в более выгодном положении[19]. Против оккупантов и усташей сражались официальная королевская армия (Югославская армия в Отечестве) во главе с Дражей Михайловичем (сербские четники), партизанские формирования Йосипа Броз Тито (порядка 80 % в них составляли сербы), между этими движениями существовали непреодолимые идеологические разногласия – первые выступали за сохранение страны и возвращение сербам неоправданно утраченных политических и социально-экономических позиций, вторые – также за сохранение страны, но при установлении коммунистического режима.
Алойзие Степинац создание НГХ приветствовал самым горячим образом. Уже 11 апреля он поспешил с официальным визитом к Миловану Жаничу – видному усташу, члену правительства, ответственного за внутренние дела НГХ[20]. 12 апреля Степинац со свитой посещает Дворец Бана (Бански Двори), где выражает свои «наилучшие пожелания счастья, улучшения и прогресса хорватского народа» в НГХ. 16 апреля 1941 г. Степинац посещает фюрера НДХ – поглавника Анте Павелича, также выражая ему полную поддержку[21]. В своем послании от 28 апреля Степинац призвал верующих и духовенство сотрудничать с НГХ, а 26 июня 1941 г. как Президент епископских конференций, после проведения очередной епископальной конференции, на которой была занята позиция солидарности с усташскими властями, он привел ряд католических епископов на аудиенцию к Павеличу и по этому поводу приветствовал фашистского фюрера в качестве главы государства, обещая ему искреннее и верное содействие. После его призыва сотня священников вступила в активное сотрудничество с усташами, что, как гласило обвинительное заключение 1946 года, «закончилось предательством Родины, вступлением священников в разведку противника и военными преступлениями»[22].
Главной целью НГХ, «причиной существования», было изгнание, уничтожение и перекрещивание сербов. В ночь с 26 на 27 апреля 1941 г. в северо-восточной Хорватии, Грубишном Поле, арестовано 500 сербов, они отвезены в направлении «Госпич-Ядовно-Паг», из них 487 человек убиты. Через три дня в селе Гудовац около Беловара убито 196 сербов, причем чудовищную картину резни сербов усташами с помощью одних только ножей равнодушно под сенью дерева наблюдал сын Славко Кватерника Евген Дидо Кватерник, глава Усташской надзорной службы (Служба безопасности НГХ – А.Ф.). 6 мая, на один из самых крупных православных праздников – Джурджевдан (день Св. Георгия Победоносца) в селе Балагай (Кордун) хорваты убили 530 сербов. Всего за месяц существование НГХ в нем самым зверским образом было ликвидировано более 10 тыс. сербов; с мая по август 1941 г. ликвидировано 38 тыс. сербов; за четыре года существования системы концлагерей Ясеновац там уничтожено примерно 700 тыс. сербов[23].
В июне 1941 г. Степинац перед Павеличем около церкви св. Марка торжественно выстроил католических епископов и отслужил торжественную мессу в честь командира «Черного легиона» Юрая Францетича. Ватикан Степинца поддержал: акт конгрегации по Восточной Церкви в Риме от 17 июля 1941 г., адресованный архиепископу Загреба, говорит о том, что в Риме ожидают больших успехов «в обращении необъединенных в подчинении Папе», что РКЦ благодарна Загребскому архиепископу за успехи по католицизации сербов, поощряя Степинца продолжать работу «по правильному развитию католицизма», «поскольку сейчас так много надежд на возвращение необъединенных»[24]. Степинац сам был председателем основанного в 1941 г. Комитета по католицизации сербов. В результате в НГХ, согласно собственным утверждением Степинца, было перекрещено 244 тыс. человек, по другим данным – более 350 тыс.[25]
Алойзие Степинац: кровавый архиепископ государственного проекта этнически чистой Хорватии
В 1942 г. Степинац становится депутатом Хорватского парламента (сабора), где в честь Павелича произносит приветственную речь, тем самым предоставляя полную легитимность нацистскому НГХ[26]. Ватикан по-прежнему указывает путь: Светой Престол назначил Алойзия Степинца «военным викарием sine titulo» хорватской нацисткой армии, о чем его лично оповестил папский легат в НГХ Рамиро Марконе. Папа внимательно следил за политическими событиями в НГХ через своего посланника Марконе и его секретаря Масуччи – оба бенедиктинца прибыли в Загреб 3 августа 1941 г., их тепло принял Степинац.
В НГХ преступления против сербов были завершены самыми садистскими, чудовищными методами, включая пытки и убийства – отрезание частей тела и голов, вырывание глаз, поджаривание живых людей на вертеле, забивание гвоздей в голову, в том числе детям, известкование живых людей и т.д.[27] Приходским священником в лагере смерти Ясеновац (точнее, Ясеновац был системой лагерей смерти, объединенной общим названием) в звании капитана усташей был Йосип Паршич, который поддерживал НГХ, но был против зверств усташей. Перед Земельной комиссией по установлению военных преступлений оккупантов и их помощников в Загребе Паршич в июне 1945 г., среди прочего, заявил следующее: «…ко мне приходил усташ Мариан Гела, который часто сообщал мне о событиях в лагере, например, как убивали заключенных в лагере, сначала в основном с помощью пулемета, но затем заключенных стали убивать тупыми предметами. Однажды в больнице в Ясеновце мне рассказал капитан усташей Марин Юрчев, который позже был повешен усташами в лагере в присутствии заключенных доктора Шпицера и доктора Кляйна, что до 1943 года в лагере погибло около 500 тысяч человек, т. е. в лагере Крапье и в лагере Ясеновац». Самое важное свидетельство Паршича таково: «я неоднократно, когда приезжал в Загреб, информировал о событиях в лагере Ясеновац директора архиепископской канцелярии доктора Борича. Он ответил мне, что представители католической церкви протестовали против преступлений, но их протесты не увенчались успехом. Он также сказал следующее: “Ватикан через Католическую акцию из Загреба обращался к Управлению церковным приходом Ясеновца, чтобы спросить имена некоторых задержанных, в основном евреев… список я передал Католической акции“». Это означает, что о преступлениях усташей в Ясеновце знали и Загребский капитул, и Ватикан[28].
Командир немецкой службы безопасности в оккупированном Белграде, которая напрямую подчинялась Гестапо, Вильгельм Фюс (с апреля 1941 до января 1942 гг.) и Эмануэль Шеффер (с января того же года) составили особое досье о преступлениях усташей против сербов и евреев, совершенных в 1941 и 1942 годах в лагерях в Ясеновац и Нова Градишка, а также в других районах НГХ. Часть этого досье в настоящее время хранится в архиве Воеводины, в котором с немецкой точностью, с немецкими печатями, на 300 страницах описываются детали зверств, подкрепленные 63 подлинными и аккуратно пронумерованными фотографиями. Помимо подробных свидетельских показаний о преступлениях досье содержит записки людей, которые обращались к высшим структурам Германии или Комиссариату по делам беженцев, чтобы защитить их от зверских оргий усташей, а прилагаемые фотографии были сделаны во время совершения преступления. Насколько жестоки и непостижимы жестокости усташей для нормального человека, свидетельствует следующая деталь: переводчик архива Воеводины, прочитав несколько страниц, сказала, что у нее «просто нет сил переводить это». Свидетельства просто ужасающи: «тысячи трупов плавали по Саве, Драве и Дунаю с надписями “направление Белград, путешествие к королю Петру“», «в лодке на Саве были найдены детские головы и одна с надписью ”мясо для рынка в Белграде“». Есть фотографии жертв, сваленных в кучи, рядом с которыми преступники сфотографировались «на память»[29]. Среди данных документов содержится и одно письмо, которое анонимный «честный католик и хорват» написал кардиналу Алойзию Степинацу, рассказав ему о чудовищных подробностях зверств, совершенных в отношении сербов на территории Независимого Государства Хорватия хорватскими усташами и членами католического духовенства. В письме указывается, что Степинац, по крайней мере, с февраля 1942 года знал, что происходит на территории НГХ и, в частности, в лагере смерти Ясеновац.
Начав со слов, что он адресовал письмо «как мужчина мужчине, как христианин христианину», анонимный автор (который, как считается, может быть член королевского правительства в изгнании Првислав Грисогоно) говорит, что «сербы подвергались жестокому обращению и убийствам самым ужасным образом в течение 10 месяцев», и что «стыд, негодование и гнев застыли на лице каждого честного хорвата». «Убийства сербов начались в первый период основания убогого независимого государства Хорватия (Госпич, Глина, Гудова, Босанска Краина и т. д.), которое продолжается без перерыва и сегодня», – говорится в записке Степинцу. Приводятся способы пыток, и эти «зверства ужаснули даже немецких и итальянских военных». Автор заканчивает обвинением римско-католической церкви: «вот почему на католическую церковь падает величайшая ответственность, как за божье, так и за человеческое наказание. Кара настигнет хорватский народ, если мы не покаемся в грехах. Я сообщаю вам об этом, чтобы спасти свою душу. Однако я оставляю вам свободу найти путь к спасению вашей души! Один из многих, кто сначала мужчина и католик, а затем честный хорват. Земун, 8. февраль 1942 года»[30].
Конца войны Степинац мирно дождался в Загребе, обеспечив предварительно сокрытие архивов усташей и разграбленных на территории НГХ у сербов и евреев ценностей в католических монастырях. Загребский капитул, то есть архиепископский двор, был одним из мест, где от новой коммунистической власти скрывались «крестоносцы»-усташи, чиновники НГХ, францисканские усташи и иные пособники. Во францисканском монастыре Капитула, под алтарем, монахи запрятали золото и иные ценности. Новые органы власти провели в монастыре обыск, в ходе которого было обнаружено 36 сундуков с золотом и другими ценностями, находящихся на 20 см ниже цементных плит, которые, после организации тайника, были францисканцами заново оштукатурены. В сундуках, помимо ценностей, как показывают фотографии и документы, оказались человеческие кости, табакерки, золотые часы, обручальные кольца, медальоны с детскими фотографиями, золотые зубы – все найденное принадлежало сербским, еврейским и другим жертвам НГХ, убитым в лагерях[31].
Капитул также стал информационным центром, в который стекалась информация об усташах, остающихся в Хорватии и Боснии и Герцеговине, а также распределительным центром помощи и координации усташско-крестоносных групп, которым поставлялись продукты питания и лекарства. Лидером крестоносцев был Эрих Лисак (ближайшим соратник Павелича, директор Главного управления общественного порядка и безопасности, одно из наиболее ответственных лиц за террор, убийства и депортации в НГХ), а за границей – глава Анте Павелич, а также офицеры Векослав Макс Любурич (первый управляющий Ясеновца), Яков Джал, Йосип Томленович и Крешо Жупан. «Крестоносцы» развернули настоящую диверсионно-подрывную войну, в которой в период с 1946 по 1948 гг. убили более 2000 военнослужащих, полицейских и агентов госбезопасности (УДБ)[32].
Генеральный прокурор Народной Республики Хорватия Яков Блажевич в 1945 году в Верховном суде Хорватии против архиепископа выдвинул обвинение в преступлении по поддержке и организации террористов-усташей. Обвинительное заключение показывает, что поглавник НГХ и архиепископ Алойзие Степинац выступили единым политическим фронтом, исходя из тезиса, что НГХ с римским католицизмом образуют единое целое, что объединило хорватский нацизм и римско-католический фундаментализм, приведший к геноциду сербов, евреев и цыган, а также что «он подстрекал многих других враждебно настроенных к народу священников, чтобы возглавить разоружение югославской армии, захват и организацию усташской власти, организацию усташских комиссий, лагерей, лагерей, штабов и т.д., как президент епископских конференций управляя организациями католической акции, имея высший контроль над всей католической прессой, он активизировал все эти организации, а также всю католическую прессу, чтобы помочь оккупации, Павеличу и так называемому НГХ.
Эта пресса полностью усташская, фашистская, замаскированная церковными и религиозными покровами, распространяла клевету и ложь против народно-освободительного движения, разжигала религиозную, национальную и расовую ненависть в пользу оккупации и против народно-освободительной борьбы. Все организации католической акции следовали призывам Степинаца, особенно организации «Великого Крестового братства», «Великого Крестового сестринства» и «Домагой» сотрудничали с усташами и стали столпом и средоточием усташей, члены этих организаций участвовали в разоружении югославской армии, в установлении усташской власти, многие из них стали функционерами усташских лагерей и штабов.
Из их рядов была набрана масса офицеров для армии Павелича, большая часть членов организаций крестоносцев добровольно пошла в воинские части усташей и ополчения, а сам президент «Великого Братства крестоносцев» д-р Феликс Нидзельски становится усташским «вице-префектом» и «командиром усташской молодежи», эти организации предоставили интеллектуальные кадры для усташского террористического аппарата.
…Кроме того, во всех возможных формах во время войны и вражеской оккупации он выражал свою солидарность с немецкими и итальянскими оккупантами участвуя в многочисленных официальных мероприятиях, торжествах, организованных в Загребе представителями немецких и итальянских оккупационных властей…
Под руководством комитета, который он возглавлял, совершалось принудительное приведение сербов к католической вере…
В начале 1942 года назначенный Ватиканом получивший должность военного викария усташей и ополченцев Павелича и назначивший своими заместителями известных священников усташей Стипе Вучетича и Вилима Цецелю, стал официально высшим военным священником армии Павелича, которому подчинялись все военные священники, которые в составе усташских и ополченческих формирований подстрекали к совершению преступлений, и сами совершали преступления против народа и проводили пропаганду усташей…
Обвиняемый доктор Алойзие Степинац, осужден… на срок лишения свободы с принудительным трудом на 16 (шестнадцать) лет, с утратой политических и гражданских прав на 5 (пять) лет…»[33].
К этому следует добавить, что Чистая католическая акция, развернутая Степинцем в 1935 г., стала духовной и организационной основой геноцида НГХ. При этом в отличие от НГХ, нацисты в Германии не составили подобного единства с РКЦ в совершении массовых злодеяний.
Пять лет Степинац провел в заключении в Лепоглаве. Условия заключения были приближены к отелю: ему было выделено специальное помещение для молитвы, в качестве помощника выделен священник РКЦ (также осужденный усташ).
После конфликта с руководством Коминформа, чтобы улучшить отношения со странами гражданской демократии, руководством коммунистической Югославии было принято решение направить Степинаца в его родную деревню Крашич, где ему даже разрешили регулярно ходить в деревенскую церковь, но без участия в мессе. Чтобы показать свою силу, Ватикан в самый крупный праздник новой Югославии, День Республики (29 ноября) 1952 г. провозгласил Степинаца кардиналом, несмотря на доказанный факт, что он является военным преступником. Это привело к немедленному разрыву дипломатических отношений между Югославией и Ватиканом, которые будут восстановлены только в 1970 г.[34]
Умер Степинац в 1960 г. от лейкемии, власть Йосипа Броз Тито позволила захоронить его в Загребском кафедральном соборе.
В октябре 1981 г. начался процесс беатификации кардинала Алойзия Степинаца. По просьбе лидеров РКЦ в Хорватии в рамках подготовки к беатификации Лойзека парламент 30 апреля 1992 г. принял решение о том, что судебный процесс над Алойзием Степинцем квалифицируется как «срежессированный политический процесс», приговор которого отменяется полностью.
5 мая 1998 г. Конгресс кардиналов и епископов РКЦ единогласно принял решение о «мученичестве» Алойзия Степинца, провозгласив его «блаженным» – необходимая ступени перед возведением в ранг святого[35].
Алойзие Степинац уже провозглашен святым в Хорватии, его чествуют как такового, ему посвящают мессы. Лицемерие Ватикана выразилось в формировании некоей Смешанной комиссии Епископской конференции хорватской и Сербской Православной Церкви, которая должна была рассмотреть документы и составить «истинный образ» Степинца. Комиссия так и не пришла к внятному выводу, который может быть единственно верным – Алойзие Степинац является преступником, виновным в подготовке и осуществлении преступления геноцида против сербского, еврейского и цыганского народов.
Добавим, что в НГХ были подверглись жестоким пыткам а затем убиты практически все православные священники (лишь немногим удалось спастись), включая епископов Сербской Православной Церкви митрополита дабробосанского Св. Петра Зимонича епископа Баня-Луки Св. Платона, Св. Савву Трладжича и других святых и мучеников Ясеновца. Но не только в Ясеновце – хорватские лагеря смерти были на о.Паг, Велебите, Ядовно, а также еще в 1100 местах, подавляющее большинство которых не были исследованы должным образом до сих пор. Степинац был верховным военным викарием усташской нацистской армии, включая руководство и палачей системы лагерей смерти НГХ.
За совершенное преступление своей паствы и духовенства римско-католическая церковь не раскаялась никогда. Папа никогда не каялся за геноцид сербов, евреев и цыган в НГХ. Он никогда не извинялся за Ясеновац.
Таким образом, Алойзие Степинац в конкретно-историческом и ситуативном контексте – проект НГХ – был ключевым фактором. Он в массовом сознании «освятил» мифо-символический комплекс, оправдывающий зоологическую ненависть, расизм и любое насилие в отношении православных и неправославных сербов, евреев и цыган. Но и Степинац – не первопроходец, как не «пионеры геноцида» Анте Старчевич или Езуа-Йосип Франк. Все они – лишь инструменты, или, в определенной степени, заложники римско-католической доктрины о цивилизационном превосходстве католиков над православными, особой цивилизаторской миссии католиков, и в целом биологического историко-эволюционного примордиализма, отказывающего сербам и православным в праве на национальное и физическое существование. В соответствии с римско-католической доктриной, вписанной хорватскими идеологами в «легенды и ландшафт» балканских реалий, «высшая хорватская католическая раса» имеет право «поглотить и уничтожить несостоятельную византийскую расу», выполняя свою цивилизаторскую миссию.
НГХ стало «венцом», но одновременно лишь технологией мобилизации хорватских масс, усташей, на беспрецедентное насилие и геноцид на основе римско-католических стереотипов, формирующих «новую реальность» этнически чистой Хорватии.
[1] Гојковић Ранко Алојзије Степинац – ратни злочинац или српски добровољац // Слободна Херцеговина. 22.04.2020. https://slobodnahercegovina.com/ranko-gojkovic-alojzije-stepinac-ratni-zlocinac-ili-srpski-dobrovoljac/
[2] Гојковић Ранко Алојзије Степинац – ратни злочинац или српски добровољац // Слободна Херцеговина. 22.04.2020. https://slobodnahercegovina.com/ranko-gojkovic-alojzije-stepinac-ratni-zlocinac-ili-srpski-dobrovoljac/
[3] Benigar A. Alojzije Stepinac, hrvatski kardinal, Roma – Italia, 1974. http://www.safaric-safaric.si/hrvatska_nacija/aleksa-benigar-alojzije-stepinac.pdf S. 51.
[4] Гојковић Ранко Алојзије Степинац – ратни злочинац или српски добровољац // Слободна Херцеговина. 22.04.2020. https://slobodnahercegovina.com/ranko-gojkovic-alojzije-stepinac-ratni-zlocinac-ili-srpski-dobrovoljac/
[5] Benigar A. Alojzije Stepinac, hrvatski kardinal, Roma – Italia, 1974. http://www.safaric-safaric.si/hrvatska_nacija/aleksa-benigar-alojzije-stepinac.pdf S. 51 S. 53.
[6] Benigar A. Alojzije Stepinac, hrvatski kardinal, Roma – Italia, 1974. http://www.safaric-safaric.si/hrvatska_nacija/aleksa-benigar-alojzije-stepinac.pdf S. 51 S. 53.
[7] Koštro Dragutin Bl. Alojzije Stepinac i politički režimi // Samostan i župa Sv. Frane Imotski. 1.02.2015. https://www.samostan-imotski.hr/duhovna-misao/rijec/ofs-predavanja/1537-bl-alojzije-stepinac-i-politicki-rezimi
[8] Koštro Dragutin Bl. Alojzije Stepinac i politički režimi // Samostan i župa Sv. Frane Imotski. 1.02.2015. https://www.samostan-imotski.hr/duhovna-misao/rijec/ofs-predavanja/1537-bl-alojzije-stepinac-i-politicki-rezimi
[9] Benigar A. Alojzije Stepinac, hrvatski kardinal, Roma – Italia, 1974. http://www.safaric-safaric.si/hrvatska_nacija/aleksa-benigar-alojzije-stepinac.pdf S. 51 S. 57.
[10] Др Никола Жутић: Лажни мит о учешћу на солунском фронту: Степинац од аустријског војника до југословенског бискупа // Српски меморијал. 7.12.2023. http://www.srpski-memorijal.rs/vesti/vecernje-novosti-7-12-2023-dr-nikola-zutic-lazni-mit-o-ucescu-na-solunskom-frontu-stepinac-od-austrijskog-vojnika-do-jugoslovenskog-biskupa.html/
[11] Koljanin Milan Alojzije Stepinac i vlasti u NDH (2) // Autograf.hr. 5.08.2020. https://www.autograf.hr/alojzije-stepinac-i-vlasti-u-ndh-2/
[12] Архив Србиjе и Црне Горе. Фонд 38 «Centralno presbiro predsedništva ministarskog saveta 1929-1941». Фасцикла 16.
[13] Koljanin Milan Alojzije Stepinac i vlasti u NDH (2) // Autograf.hr. 5.08.2020. https://www.autograf.hr/alojzije-stepinac-i-vlasti-u-ndh-2/
[14] Архив Србиjе и Црне Горе. Фонд 74 «Двор Краљевине Југославије 1918-1948». Фасцикла 11.
[15] Пејин Јован Ово је истина о Алојзију Степинцу // Intermagazin. 29.01.2028. https://www.intermagazin.rs/ovo-je-istina-o-anti-pavelicu/?lang=cir
[16] Koštro Dragutin Bl. Alojzije Stepinac i politički režimi // Samostan i župa Sv. Frane Imotski. 1.02.2015. https://www.samostan-imotski.hr/duhovna-misao/rijec/ofs-predavanja/1537-bl-alojzije-stepinac-i-politicki-rezimi
[17] Љубодраг Димић – Разговор глувих – Ватикан и НДХ // Печат. 16.04.2020. https://www.srpski-memorijal.rs/memorijal-u-medijima/pecat-16-4-2020-ljubodrag-dimic-razgovor-gluvih-vatikan-i-ndh-ii.html/
[18] Koštro Dragutin Bl. Alojzije Stepinac i politički režimi // Samostan i župa Sv. Frane Imotski. 1.02.2015. https://www.samostan-imotski.hr/duhovna-misao/rijec/ofs-predavanja/1537-bl-alojzije-stepinac-i-politicki-rezimi
[19] Koštro Dragutin Bl. Alojzije Stepinac i politički režimi // Samostan i župa Sv. Frane Imotski. 1.02.2015. https://www.samostan-imotski.hr/duhovna-misao/rijec/ofs-predavanja/1537-bl-alojzije-stepinac-i-politicki-rezimi
[20] Фролов Владимир “Lojzek Markotrški” – или о лажима хрватским. Део 1. // Српски став. 29.08.2015. https://srpskistav.com/autorski-tekstovi/lojzek-markotrski-ili-o-lazima-hrvatskim-deo-1/
[21] Koljanin Milan Alojzije Stepinac i vlasti u NDH (2) // Autograf.hr. 5.08.2020. https://www.autograf.hr/alojzije-stepinac-i-vlasti-u-ndh-2/
[22] Alojzije Stepinac osuđen zbog suradnje s ustaškim režimom // Vjernikov Kalendar. https://www.antifasisticki-vjesnik.org/hr/kalendar/10/11/107/
[23] Дмитровић Радомир Крст на крижу. Београд: „Новости“, 2016 (Бачки Петровац: HL Print). С. 113-115.
[24] Фролов Владимир “Lojzek Markotrški” – или о лажима хрватским. Део 1. // Српски став. 29.08.2015. https://srpskistav.com/autorski-tekstovi/lojzek-markotrski-ili-o-lazima-hrvatskim-deo-1/
[25] Фролов Владимир “Lojzek Markotrški” – или о лажима хрватским. Део 1. // Српски став. 29.08.2015. https://srpskistav.com/autorski-tekstovi/lojzek-markotrski-ili-o-lazima-hrvatskim-deo-1/
[26] Гојковић Ранко Алојзије Степинац – ратни злочинац или српски добровољац // Слободна Херцеговина. 22.04.2020. https://slobodnahercegovina.com/ranko-gojkovic-alojzije-stepinac-ratni-zlocinac-ili-srpski-dobrovoljac/
[27] Пејин Јован Ово је истина о Алојзију Степинцу // Intermagazin. 29.01.2028. https://www.intermagazin.rs/ovo-je-istina-o-anti-pavelicu/?lang=cir
[28] Јовановић Наташа Алојзије Степинац – човек од највећег поверења НДХ // Видовдан. 25.08.2017. https://vidovdan.org/istorija/alojzije-stepinac-covek-od-najveceg-poverenja-ndh/
[29] Докази у архиву Војводине: Кардинал Алојзије Степинац знао да су усташе у Јасеновцу живу дјецу бацали у ватру и креч// Слободна Херцеговина. 3.02.2019. https://slobodnahercegovina.com/dokazi-u-arhivu-vojvodine-kardinal-alojzije-stepinac-znao-da-su-ustase-u-jasenovcu-zivu-djecu-bacali-u-vatru-i-krec/
[30] Пронађен доказ да је Степинац знао за усташка зверства у НДХ // Слободна Херцеговина. 31.08.2019.Пронађен доказ да је Степинац знао за усташка зверства у НДХ
[31] Јовановић Наташа Алојзије Степинац – човек од највећег поверења НДХ // Видовдан. 25.08.2017. https://vidovdan.org/istorija/alojzije-stepinac-covek-od-najveceg-poverenja-ndh/
[32] Garašanin Miomir Borbena crkva i križari // Политика. 30.10.2023. https://www.politika.rs/sr/clanak/580985/Borbena-crkva-i-krizari
[33] Alojzije Stepinac osuđen zbog suradnje s ustaškim režimom // Vjernikov Kalendar. https://www.antifasisticki-vjesnik.org/hr/kalendar/10/11/107/
[34] Фролов Владимир “Lojzek Markotrški” – или о лажима хрватским. Део 1. // Српски став. 29.08.2015. https://srpskistav.com/autorski-tekstovi/lojzek-markotrski-ili-o-lazima-hrvatskim-deo-1/
[35] Фролов Владимир “Lojzek Markotrški” – или о лажима хрватским. Део 1. // Српски став. 29.08.2015. https://srpskistav.com/autorski-tekstovi/lojzek-markotrski-ili-o-lazima-hrvatskim-deo-1/